К 2028 году перевозки по Северному морскому пути для Красноярского края могут вырасти в 2 раза. Об этом стало известно на сессии «Новое развитие Арктики» международного симпозиума «Создавая будущее», который на днях завершился в Москве.
Около полутора миллиона тонн грузов везут по Севморпути для Красноярского края суда усиленного ледового класса. И этот объем планируется увеличить вдвое через несколько лет
Северный морской путь – главная транспортная артерия Крайнего Севера, которая соединяет европейские и дальневосточные порты страны, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Протяженность СМП составляет 5,6 тыс. км от пролива Карские Ворота до бухты Провидения. При этом маршрут транспортировки грузов, например, из Юго-Восточной Азии в порты Западной и Северной Европы через Севморпуть короче на 9-11 тыс. км, чем путь через Индийский океан и Суэцкий канал.
И что особенно важно,
это единственная международная транспортная сеть, которой Россия пользуется полноправно и независимо, без согласования с другими странами.
Значимость СМП для экономического развития Арктики и всей страны подчеркнул в ходе симпозиума, который состоялся на площадке национального центра «Россия», советник и специальный представитель президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин.
«Необходимо выстроить систему безопасности мореплавания, создать хорошую портовую инфраструктуру… Надо повышать местную транспортную доступность, упрощать возможность обмена грузами», – отметил он.
Общая схема Севморпути с основными портами. Енисей разделяет СМП на две части – западную и восточную, которые значительно отличаются условиями плавания
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал об уже принятом едином плане развития Севморпути – «проекта, который сшивает Арктику с остальными регионами России и со всем миром». По словам Чекункова,
общий объем инвестиций в реализацию проекта СМП до 2035 года составит 1,8 трлн рублей, включая 760 млрд из бюджета страны.
Планируется строительство 10 ледоколов, 116 сверхновых судов грузового флота ледового класса, 14 морских портов и терминалов, расширение спутниковой группировки и так далее.
Красноярскому краю в этом процессе отводится важная роль. Именно через льды Карского моря и моря Лаптевых, омывающих регион, следуют суда с грузами горно-металлургической компании «Норникель», которая располагает собственным ледовым флотом из шести кораблей.
Напомним, это 5 контейнеровозов (ARC 7 по классификации PMPC) и 1 танкер «Енисей» усиленного ледового класса. Оснащенные азиподными двигателями, они способны преодолевать льды толщиной до 2 м без ледокольной проводки.
У «Норникеля» есть флот из уникальных судов усиленного ледового класса, которые зачастую позволяют пройти западную часть СМП вообще без помощи ледоколов
Как сообщил на сессии симпозиума первый вице-президент – руководитель блока по взаимодействию с органам власти компании Николай Уткин, строительство судов для нужд ГМК продолжается. В модернизацию флота вложено свыше 1 млрд рублей. Кроме того, компания располагает собственными портовыми мощностями в Дудинке и управляет дочерним Енисейским речным пароходством – основным грузоперевозчиком на Енисее.
У промышленников – большие производственные и транспортные планы:
через несколько лет объем грузоперевозок «Норникеля» по Севморпути может увеличиться с нынешних 1,6 млн тонн в год до 3 млн тонн.
«Мы уверенно связываем перспективы развития Арктики с увеличением объема перевозок по Северному морскому пути. Планируется сегодняшние 1,6 млн тонн, которые мы возим по Севморпути, увеличить до 3 млн тонн. Соответственно, на эти цифры мы выйдем уже в 2028-2030 годах исходя из нынешних условий», – рассказал Николай Уткин.
В перспективе планируется освоение «восточного коридора» СМП: с доставкой грузов в страны Азии
В перспективе рост грузопотока может быть связан также с освоением «восточного коридора» Северного морского пути – из Дудинки в Китай. Ранее компания провела несколько тестовых рейсов в этом направлении.
Напомним также, что год назад президент страны заявлял о планах запустить на всем протяжении Севморпути круглогодичную навигацию.
Фото: «Норникель», ДЕЛА