новость

«Строим, а люди не пользуются»: почему энергетики не успевают подключать частные дома к сетям

Потребители в Красноярском крае нередко жалуются на долгие сроки подключения частных домов к электросетям. Энергетики пояснили, в чем причина задержек, а также рассказали, что конкретно делают для решения проблемы.

Опора ЛЭП в крае
В Красноярском крае каждый год потребители оставляют тысячи заявок на подключение, но нередко сами не выполняют условий договоров

Как сообщает заместитель гендиректора по реализации и развитию услуг ПАО «Россети Сибирь» Виталий Бортник, с начала года просрочек по подключениям действительно стало больше, однако компания стремится исправить ситуацию.

Энергетики проводят технические подключения в городах по всей Сибири, не считая Новосибирской и Иркутской областей. В 2017 году действовали 44 тыс. договоров по техническому подключению, из которых 2,6 тыс. были не выполнены, в том числе из-за недофинансирования, со стороны «Россети Сибирь», а 27,5 тысячи – по вине заявителей.

По сути, электросети нередко строятся в «поля», и подключать к ним по факту нечего.

При этом отказывать в техническом присоединении энергетики не могут – такой договор является публичным, а значит, при наличии технической возможности «Россети Сибирь» обязаны взяться за работу. Однако финансовая сторона вопроса в законе не учитывается, а она, отмечают сетевики, имеет огромное значение.

По словам Виталия Бортника, к 2020 году компания приблизилась к решению проблемы. Количество действующих договоров сократилось до 28 тысяч, просрочек со стороны заявителя стало в два раза меньше – 13,6 тысячи. При этом незначительно вырос показатель просрочки со стороны «Россетей» – до 3,8 тыс. договоров. Причина – в появлении льгот по оплате технологического подключения для потребителей, которые тариф компенсировать не может.

Так, в 2009 году физлицам установили льготу в 550 рублей при подключении на расстоянии до 300 м в городе и до 500 м в селе от существующих сетей. А стоимость подключения может составлять вплоть до миллиона рублей, если приходится менять трансформатор и строить полукилометровую линию электропередачи.

Небольшой рост тарифа не может компенсировать разницу на исполнение договора, поэтому сетевая организация берет кредиты. Энергетикам тяжело тянуть большое количество таких займов, ведь регулятор не компенсирует их использование.

Спустя несколько лет, в 2015 году, заявителям, удаленным от существующих сетей на расстояние далее 300/500 м, предоставили льготу в размере 50% от платы за техническое подключение. А спустя два года льготу расширили до 100%, то есть сделали такое подключение бесплатным. С этого года заявок на такие расстояния стало существенно больше: до введения льгот их было 0,5% от общего количества, сегодня – около 20%. Доля затрат компании на исполнение таких договоров составляет 75%.

В 2019 году власти ограничили подачу единичных заявок на подключение от членов СНТ, а в 2020 году ограничения сняли. Помимо этого, появилось правило на «самоподключение»: сетевая организация обязана провести все мероприятия до границ участка заявителя, после чего в его личный кабинет приходит уведомление, а заявитель сам подключается от щитка.

По словам Виталия Бортника, после изменения законодательства в 2020 году энергетики продолжили подключения, по сути, в «поля».

Так, за четыре года подключились 76 тыс. потребителей, но 12 тыс. заявок оказались невостребованными.

В Красноярском крае последние три года отмечают рост заявок на подключение, в основном это частные участки. С начала 2021 года сетевики исполнили 18 610 договоров. 3% новых сетей снова построили в никуда, так как 593 договора на сумму более 649 млн рублей оказались не востребованными заявителями.

Такие невостребованные заявки ведут к невосполнимым расходам: льготы есть не только у «удаленных», но и близких к сетям заявителей, а деньги на строительство сетей «Россети Сибирь» получают только из тарифов. В итоге ненужные расходы и потраченное на работу время задерживают выполнение других заявок.

Виталий Бортник, Россети Сибирь
Виталий Бортник, заместитель гендиректора по реализации и развитию услуг ПАО «Россети Сибирь»

Сейчас, по словам Бортника, «Россети Сибирь» нарастили материальную базу и наняли больше подрядчиков, которые работают на заявках, чтобы решить проблему с задержками:

«Еще в прошлом году изменили подходы к формированию потребности материалов на исполнение обязательств по договорам. То есть в настоящее время полностью исключен фактор несвоевременной поставки материалов».

Эксперт отмечает, что растет не только количество заявок, но и потребление энергии на бытовые нужды. В основном это связано с потреблением мощности сверх разрешенной в процессе техподключения. Причина кроется в переходе населения на электроотопление в частных домах. Такой переход требует серьезной подготовки низковольтных и высоковольтных линий, особенно в регионах, где не хватает генерирующих мощностей. Сейчас энергокомпания совместно с властями таких регионов работает над планом реконструкции электросетей и поиском финансирования.

Фото: «Россети Сибирь»

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).