новость

Цифровизация рудников на севере Красноярского края не имеет аналогов в России

Уровень использования цифровых технологий на горнодобыва­ющих производствах в Красноярском крае – один из самых высоких в России, а комплекс современных решений для рудников применяется только в Заполярье. IT-технологии в горной металлургии позволяют повышать эффективность производства – и служат для обеспечения безопасности персонала. 

Рудник Скалистый в Красноярском крае
На рудниках севера Красноярского края развивают цифровые технологии производства

Минерально-сырьевая база Красноярского Севера – это свыше 35% разведанных мировых запасов никеля, около 10% запасов меди, более 40% платиноидов, около 15% залежей кобальта. Добывать ценные руды с учетом достигнутой производительности можно полвека, а вкрапленные руды – и более 100 лет.

О том, как быстро развивается промышленное освоение заполярных месторождений и какую роль играет при этом цифровизация,

рассказал в интервью телеканалу «Северный город» замдиректора Заполярного филиала «Норникеля» по горному производству Андрей Цымбалов.

Андрей Цымбалов, Норникель
Андрей Цымбалов: одна из целей внедрения высокотехнологичных решений – повышение безопасности труда

Практически все работы по добыче руд ведутся на Таймыре с использованием высокопроизводительных машин – без использования ручного труда. Мало того, сегодня горное производство значительно автоматизировано. На рудниках внедрены горно-геологические информационные системы для геолого-маркшейдерского обеспечения и проектирования, то есть, по словам специалиста, выполнен переход на качественно новый уровень инженерного обеспечения «в горе».

Работает и автоматизированная система управления горными работами (АСУ ГР): она доводит сменное задание до каждого работника и онлайн контролирует его исполнение. В Заполярном филиале внедрена система декадно-суточного планирования, что позволяет повысить эффективность работы.

«Многие российские компании побывали на наших рудниках, были впечатлены высоким уровнем технологий и культурой производства. Хочу подчеркнуть, что уровень автоматизации и цифровизации, достигнутый в нашей компании, – один из самых высоких среди горнодобывающих предприятий России», – говорит замдиректора по горному производству.

Цифровизация подразумевает и новый, особый подход к обеспечению безопасности труда.

Так, например, на рудниках компании действует система точного позициони­рования, в которой визуализируются все задействованные в подземных работах горняки. Отдельно уделяется внимание подземному трафику: самоходная техника оснащена модулями предотвращения наезда, на перекрестках работают автоматические светофоры со звуковыми оповещателями. А при ремонте горных выработок в шахтах применяются высокопрочные устройства, которые накачиваются сжатым воздухом, – эти «воздушные шары» предохраняют работников от падения кусков горной массы.

«Эти системы никогда ранее не применялись. Мы ставим перед собой цель исключить любой травматизм», – говорит Андрей Цымбалов.

Однако главная цель в этой сфере – свести к минимуму участие людей в опасных горных работах.

«С удаленным управлением горно-шахтным оборудованием с поверхности человеку не нужно будет спускаться в шахту. Машиной он будет управлять в кабинете с пульта, наблюдая за процессом через монитор. На руднике «Скалистый» будет возобновлена работа по автоматизированной откатке руды: этот процесс также будет выполняться с поверхности. В этом году мы смонти­ровали цифровые помощники, которые позволят повысить качество бурения, снизить разубоживание и повысить безопасность проходки горных выработок», – рассказывает заместитель директора.

Среди других планов – внедрение новых технологий буровзрывных работ: в компании намерены отказаться от традиционных взрывчатых веществ и перейти на эмульсионные взрывчатые материалы.

Также на Октябрьском месторождении будут разрабатывать автоматизированную систему управления проектированием крепления. Для этого на основе 3D‑модели­рования создадут геомеханическая модель рудников и паспорт крепления, параметры которого будут автоматически передаваться на анкероустановщики.

Машины на руднике

«Добыча руды – сложный процесс. Нельзя просто взять и поднять тонны руды на поверхность, – резюмирует Андрей Цымбалов. – Горняков нужно обеспе­чивать нужным количеством воздуха в шахте, соблюдать температурный режим, выдавать воду на поверхность, предоставлять достаточное количество техники, строить горные выработки с различными коммуникациями, в том числе для транспортировки горной массы».

По словам замдиректора, на сегодня, несмотря на сложную экономическую ситуацию, ни один комплексный проект по современному развитию и строительству рудников не остановлен, а до 2050 года планируется значительно увеличение и добычи, и переработки. Перспективные проекты и цифровизация позволят нарастить мощности добывающих переделов к 2033-му до 31 млн тонн в год.

Фото: «Норникель», Николай Щипко

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).