«Если правду сказать, я по крови – домашний сверчок…» – так начинается одно из стихотворений поэта Арсения Тарковского. Эти строки вспоминаются после особенного спектакля московского Электротеатра Станиславский – он прошел 8 июня в Музыкальном театре.
«Сверчок» вошел в программу фестиваля современного искусства «Территория. Красноярск», который в третий раз проходит в краевом центре. Одна из самых ярких культурных традиций города существует благодаря совместному проекту Фонда развития культуры и современного искусства «Территория», Московского музея современного искусства и золотодобывающей компании «Полюс».
Постановка Электротеатра Станиславский ни разу не покидала столичную сцену: это невероятно сложный и по механике, и по визуальному воплощению спектакль.
Не менее сложна и его содержательная канва. Первый слой повествования – абсурдистские печальные сказки голландского писателя Тоона Теллегена о Сверчке, Муравье, Бабочке и других обитателях леса, которые звучат в спектакле голосом ребенка. Другой слой – стихи современного поэта Михаила Чевеги, который придумал новую историю о лесных персонажах и рассказал ее языком нашего времени: в этом сюжете они снимают кино.
«Мы начали делать спектакль по сказкам Теллегена, но поняли, что язык этот довольно сложен в переводе на театральный, он звучит и притчево, и сказочно. Кроме того, это короткие истории, которые иногда даже не слишком связаны между собой... А Михаил Чевега перевел их в очень понятную нам всем плоскость, выдумал особый новояз. Жанр этого спектакля – сказка для инфантильных взрослых», – говорит исполнитель одной из главных ролей - Слона, Антон Косточкин.
Разные пространства – грустного леса, заполошной съемочной площадки, загородного шоссе – переплетены и сменяют друг друга в сценической карусели, как в ленте соцсетей. Вот перед нами съемочная группа, которая работает над странной абсурдистской картиной с говорящими деревьями, а вот уже чаща, где животные и насекомые ведут себя как люди.
Объединяет миры спектакля серый монохром – впечатляющее сценическое полотно художников Марии Трегубовой и Евгении Панфиловой. Да весь «Сверчок», от кончика усов главного героя до костра в лесу, – это очень цельная и сложная работа большого коллектива творцов во главе с постановщиком Марфой Горвиц.
Инженеры, видеографы, художники, декораторы, костюмеры и, конечно, актеры создали для зрителей историю, которая происходит на сцене, но после продолжается в размышлениях, сомнениях, вопросах у тех, кто ее увидел.
Это проявилось и в живом обсуждении спектакля после просмотра. В малом зале Музыкального театра как и на самом спектакле, не было свободных мест.
«Мне потребуется пара дней, чтобы осмыслить все увиденные сцены, и такое точно не забудется… Несмотря на то, что персонажей очень много и они появляются и исчезают на сцене всего за час с небольшим, каждый из них настолько высвечен по характеру, манере речи, образу мыслей, что за ним хочется наблюдать гораздо дольше сценического времени», – отметила одна из участниц обсуждения.
Во время разговора с творческой группой люди высказывали свои впечатления.
«Как и любой постмодерн, «Сверчок» – это список загадок. Что это? Дэвид Линч с его «Внутренней империей» или советская сказка «Морозко» с говорящими деревьями? Тут есть и Чехов, и Звягинцев, и «Оттепель»… Очень круто, огромное спасибо вам», – обратилась к актерам одна из девушек в зале.
«Вам удалось переложить философскую сказку на нашу современность, на наше общество. Каждый взял для себя свое», – выразила мнение многих другая зрительница.
Артисты в ответ благодарили открытую красноярскую публику, хвалили Красноярск и организаторов фестиваля.
«Спасибо, что вы нас приняли с любовью, вниманием и теплыми аплодисментами», – сказал исполнитель роли Стрекозы Владимир Долматовский.
А сыгравший главную роль Евгений Самарин обратился к залу с такими словами:
«Прекрасно, что у вас рождаются ассоциации. В «Сверчке» на самом деле заложено очень многое. И если каждый из вас видит что-то свое, то это самое ценное, что может оставить спектакль у зрителя. За это вам огромное спасибо».
Сверчок, подавленный и непонятый в детстве, с его «мрачным чувством» и наивной душой, по словам актера, не разучился думать, умеет чувствовать и лишен маски, в которых существуют все остальные. И он с трудом выживает в этом мире. Но еще есть надежда…
«Ты не слышишь меня, голос мой, как часы за стеной, а прислушайся только – и я поведу за собой» – это тоже из Тарковского. Голос Сверчка, звучавший летним вечером со сцены Музыкального театра – это тот внутренний голос, наше потаенное подлинное «я», к которому зовет прислушаться постановка.
«Спасибо фестивалю за то, что он открыл для меня Электротеатр Станиславский. Когда буду в Москве, обязательно постараюсь попасть на другие их спектакли», – рассказал ДЕЛА один из зрителей, которому посчастливилось увидеть «Сверчка».
Кстати, и у нас еще можно успеть на заключительные постановки фестиваля «Территория. Красноярск»: 10 июня красноярский Театр на крыше покажет «Ясона и Медею», а 10-11 июня в оперном московский Театр на Таганке представит своего «Фигаро».
Фото предоставлены пресс-службой «Полюса»