Большие планы Красноярска по созданию современной трамвайной сети и обновлению этого вида транспорта по концессии
с «Мовистой», похоже, срываются. На днях город в лице администрации подал иск к ООО «Мовиста регионы Красноярск», который подразумевает расторжение договора с компанией.
В мэрии сообщили, что это решение было принято совместно
с концессионером.
Концессию, которая сулила новое будущее красноярскому трамваю, требуют расторгнуть
Заявление от мэрии зарегистрировали в Арбитражном суде 30 мая.
По информации из картотеки арбитража, предварительное заседание назначено на 27 июня. Как стало известно ДЕЛА, речь идет именно о разрыве соглашения.
Серьезное начало
Напомним: одно из самых значимых событий в транспортной истории города – подписание концессионного соглашения между Красноярском, краем и «Мовистой» – произошло 27 февраля 2023 года.
К открытию метро и 400-летнему юбилею города Красноярску за счет инвестиций «Мовисты» был обещан и новый современный скоростной городской трамвай на обоих берегах
Согласно документу Красноярск должен был передать все объекты своей трамвайной инфраструктуры и связанные с ними транспортные средства концессионеру, а москвичи должны были подготовить проект, реконструировать и построить новые трамвайные линии и подстанции, обновить депо, закупить 50 двухсекционных трамваев.
И после запуска обновленого красноярского трамвая – получать прибыль от работы наземного рельсового транспорта.
Концессионер обязался не только обновить подвижной состав, реконструировать старые и проложить 30 км новых линий, но и модернизировать депо и подстанции
Проект развития красноярского трамвая включал три этапа, до декабря 2025 года. Начаться все должно было с модернизации линии по пр. им. газеты «Красноярский рабочий», продолжиться – прокладкой рельсов через Октябрьский мост, ул. Авиаторов и далее в Солнечный. Общая длина путей под реконструкцию составляла 16 км, новых линий – 30 км.
Сроки, в которые нужно было выполнить план концессии – провести трамвай на левый берег Красноярска, на Взлетку, в Северный и Солнечный, – с самого начала казались чересчур оптимистичными. Но «Мовиста» под ними подписалась
Сумма вложений в обновление трамваев оценивалась в более чем 23 млрд рублей. А сроки концессии, на которые красноярские трамваи становились условно «частными», обозначили в 20 лет.
Примечательно, что с предложением о концессии выступила сама «Мовиста»: перед этим Красноярск попал в пилотный проект вместе с девятью другими крупными городами, оказавшись самым восточным его участником. Федеральный проект подразумевал получение государственных субсидий на реализацию планов.
По соглашению предполагалось серьезное финансовое вливание в легкорельсовый наземный транспорт Красноярска со стороны концессионера
Все сломалось
Предполагалось, что к реальным работам на первом участке линии по Красрабу инвестор приступит осенью прошлогогода.
Однако в сентябре город вдруг сам объявил закупку на ремонт трамвайных путей от Предмостной площади до Торгового центра за 816 млн рублей – на краевые деньги. Эти работы продолжаются до сих пор и должны завершиться в июле нынешнего года.
Администрация Красноярска начала модернизацию линии на Красрабе своими силами, мало надеясь на инвестора
«Концессия действительно идет непросто», – комментировали в краевом правительстве, но ничего конкретно не поясняли.
В конце октября выяснилось, что не все процедуры при подписании концессии были завершены.
Из трамвайных событий в городе в течение зимы случилась лишь поставка нового вагона на городские деньги, 83 млн рублей, прибывшего в феврале. Он стал первым новым трамваем со времен «Львят», которые поступили в Красноярск в конце 2021-го. И пока единственным.
Трамвай стоимостью в 83 млн руб., который приехал в Красноярск феврале, оплатила не «Мовиста», а город из своего бюджета
Новостей от «Мовисты» про Красноярск и вовсе не было, хотя компания регулярно рапортовала в соцсетях о том, как модернизирует трамваи в других городах.
Новый старый трамвайный вопрос
Последняя новость о концессионере касалась рабочего визита руководства мэрии в Москву. С инвестором красноярские власти собирались обговорить несколько вопросов, в том числе об увязке проектов трамвайной линии и автодороги в Солнечный.
Но о результатах переговоров информации нет, а теперь вопрос, что делать с соглашением, будет и вовсе решаться в суде.
Трамвайный парк в Красноярске изношен на 70%, но это с учетом новых «Львят». Старые вагоны, КТМ-5 Усть-Катавского завода, выработали свой ресурс на 90%
Что будет с городскими трамваями, износ которых сегодня с учетом «Львят» составляет 70%? Город не раз говорил, что не потянет расходы на большую реновацию. Планируется ли заключать новую концессию или проблему попытаются решать иным способом, ДЕЛА спросили в мэрии.
Большую реновацию трамваев город за свой счет не вытянет: нужны инвесторы и федеральные средства
«Администрация Красноярска и компания «Мовиста Регионы Красноярск» приняли решение о прекращении концессионного соглашения по трамвайной сети. После совместных согласительных процедур от лица администрации был подан соответствующий иск в Арбитражный суд края, чтобы в судебном порядке определить условия расторжения договора.
В связи с тем, что не удалось достигнуть договоренностей по условиям реализации проекта, обязывающие документы подписаны не были», – рассказали нам в администрации.
Там добавили, что сегодня мэрия участвует в государственной программе Красноярского края «Развитие транспортной системы», которая позволяет вести ремонт и модернизацию трамвайных путей.
Вся надежда на появление в Красноярске новых трамваев теперь связана с участием города в государственных федеральных программах по обновлению электротранспорта
ДЕЛА также обратились за разъяснением к компании «Мовиста»: почему компания не стала выполнять подписанный ею договор, и в правительство Красноярского края.
Очевидно, что любое решение не будет ни простым, ни быстрым.
Так что свой 400-летний юбилей Красноярск рискует встретить в том числе и на старых добрых КТМ-5, которые будут курсировать не дальше привычных маршрутов правобережья.
Далее по теме:
Фото: ДЕЛА и мэрия Красноярска