новость

Наталья Герасимова: «Семейный бизнес – это про отношения, взаимоподдержку и системное мышление»

Качество и разнообразие бизнеса во многом определяют качество нашей жизни. В Красноярске немало ярких примеров семейного предпринимательства в HoReCa, индустрии красоты, строительстве и других сферах. Одним из нестандартных решений здесь можно назвать систему компаний «Астрея», которая объединила стоматологические клиники и образовательный центр.

Образовательный центр представлен в нескольких направлениях деятельности – раннее детство, дошкольный возраст, начальная средняя и старшая школа, родительская академия, женский клуб, дополнительное профессиональное образование. Настоящий образовательный комплекс. Автор известного в городе бренда Наталья Герасимова считает, что большую роль в его успешном развитии сыграла именно совместная работа над проектом с самыми близкими людьми – мужем и сыновьями.

В беседе с ДЕЛА читайте о секретах партнерского бизнеса, преемственности в деловой среде, плюсах и минусах «семейного подряда» в коммерческой сфере, а также об эмоциях и драйве, которые испытывают предприниматели, объединившие дом и работу.

наталья герасимова астрея

– Наталья Анатольевна, расскажите, пожалуйста, как возник такой необычный симбиоз медицинской клиники и образовательного центра для детей и взрослых.  Какие преимущества дает такое объединение, казалось бы, совершенно разных сфер?

– На самом деле медицина и образование очень похожи! Это одновременно очень обширные, сложные сферы, и через обе проходят абсолютно все. Тот опыт, который «Астрея» наработала в сети стоматологических клиник за 23 года, – опыт менеджмента, сервиса, качественной работы, построения доверительных отношений, то, что мы открыли, изучили, создали в лечебном деле, – все это прекрасно укладывается и в рамки образования. Конечно, у школы и образовательных практик своя специфика, и прежде всего возрастные особенности учащихся. У каждого возраста свои задачи.

Но практически все интересные схемы выстраивания бизнес-процессов в медицине прекрасно интегрировались в образовательную среду.

И наоборот. Когда у нас появилась частная школа, где начали работу методисты и психологи, мы получили отличных помощников в медицинской практике, оказании жизненно необходимых услуг. Сегодня мы видим коллаборацию, взаимное обучение, обогащение компаний новыми клиентами. Те, кто пришел в школу, открыли для себя клинику «Астрея», а пациенты узнали о школе, в целом о центре. Усилилось внимание к нам, увеличилось число отзывов. Через образо­вание клиенты стали больше понимать те смыслы, которые мы транслируем в клиниках, а ювелирный, основательный подход к работе в наших клиниках переходит и в практики образования. Мы показываем, как ювелирно можно заниматься каждым ребенком внутри школы.

Все говорят о том, что надо изменить подход к образованию детей. Мы делаем это уже 9 лет. Мир становится глобальной экосистемой, этот тренд наблюдается и в образовании, и в медицине. 

– Наверное, существование экосистемы влияет и на дополнительное образование школьников, например, помогает их профориентации?

– Это один из смыслов образования в целом. Помочь ребятам раскрыть свой потенциал, самоопределиться,  делать профессиональные пробы  Это делает обучение в школе очень интересным для ребят, открывает новые возможности и подбрасывает «огня» во внутреннюю мотивацию учиться. Наши ученики часто бывают в клинике, и они начали осваивать не только медицинские профессии, но и медицинский менеджмент, сопровождение. Они расширяют рамки своих представлений о медицинской сфере. Само собой, ученики нашей школы становятся более грамотными в отношении своего здоровья. Мы получаем лицензию на терапию и неврологию: надеюсь увлечь кого-то из них в эти области. Школьники погружаются в вопросы медпомощи, узнают, как все устроено, как работают администраторы, главврачи, доктора. Кто-то влюбится в медицинскую профессию с раннего возраста, но как минимум «Астрея» растит грамотных пациентов, которые распознают, как обращаться со своим здоровьем, как питаться, какой образ жизни вести. Мне кажется, такое образование должно стать новой нормой.

В нашей системе мы растим сообщество людей, которые разделяют общие идеи и ценности.

В медицине огромную роль играет психология общения между пациентом и врачом. Так и в образовании: отношения между педагогами и учениками тотально влияют на становление личности ребят и выбор сферы деятельности.

Кстати, чем еще похожи образование и медицина: люди этих профессий как учились всегда, так и учатся, для них это норма! Как только врач или учитель перестает учиться, он начинает стагнировать. Это те специальности, куда люди должны идти исключительно по призванию. Кроме огромной потребности помогать людям, учиться заботиться о них, в этой работе нужны еще и основательные умственные, моторные способности – и огонь в сердце. Работать к нам в «Астрею» идут те, кому в жизни важны гармония, целостность, единение.

Мы считаем нормой, что надо много работать, интересно жить и ценить друг друга.

В этой логике объединение школы и клиники, я думаю, представляет собой современную модель, в которой все ветви взаимно подпитывают друг друга. И если у «Астреи» появятся и другие ответвления, это станет естественным ходом развития событий.

«Астрея» – уникальный, созидательный проект, где живет интересный культурный код. Нам важно выстраивать пространство взаимо­понимания и доверия, где каждый сможет раскрыть свои таланты и быть собой. Если вы хоть немного поработали с нами, это точно даст вам толчок для развития личности, в профессии, в проявлении себя.

Мы создаем развивающее пространство. В нашей системе очень много лидеров: это один из показателей здоровья среды. Много лет «Астрея» строит среду для открытой коммуникации и партнерского взаимодейтсвия.

– Сыграл ли свою роль в появлении такого продуктивного объединения тот факт, что вы развиваете свой бизнес всей семьей? В чем плюсы и минусы «семейного подряда», особые принципы выстраивания работы? Широко ли семейный бизнес представлен в Красноярске?

– На мой взгляд, достаточно широко, особенно в секторе малого и среднего предпринимательства. Многие просто не афишируют это. Есть такой старый миф, что нельзя работать с родственниками. Возражу: да, это сложно, но можно. Когда вся семья работает на благо компании, это дает очень весомый результат. Вопрос в том, тащите ли вы туда других членов семьи насильно или они вовлекаются сами. У нас не было цели специально заводить сыновей в эту сферу. Как-то случилось так, что они сами стали засматриваться на то, что мы там такое делаем.

Плюсы очевидны – мы привносим в свое дело как минимум два разных взгляда на мир, склада ума, набора предпочтений и совмещаем их в своих проектах. Происходит взаимное обогащение.

Мой супруг Дмитрий – это лидер, который контролирует правильное, четкое соблюдение всех процедур и выполнение заранее намеченного плана. Очень практичный, деловитый, он ориентирован в первую очередь на получение результата известными, зарекомендовавшими себя методами. И при этом умеет пойти на риск. А вот лидер-новатор – это, скорее, я: я идейная, тот, кто стремится помочь и научить работать лучше, кто генерирует и внедряет новые идеи, не боится рисковать, чувствует себя свободным изменять среду в лучшую сторону, вступает во множество взаимодействий и обсуждений с коллегами.

Нас объединяют новаторство и желание совершенствовать свое дело вместе с глубокой преданностью ему. Мы единомышленники.

Кроме того, вместе проще преодолевать трудности, развивать начатое. Хотя, конечно, у всех семейный бизнес складывается по-разному. В «Астрее» мы работаем даже не вдвоем, а втроем: кроме моего мужа, Дмитрия Герасимова, в деле участвует наш старший сын Виктор. Это не было запланированным ходом, но так сложилось, и его участие пошло проектам на пользу. Еще один сын, Александр, тоже проявляет к проекту интерес.

Компанией мы в разы устойчивее.

Возможно, через какое-то время сын уйдет, чтобы заняться чем-то своим, – это его право. Свобода выбора есть у него всегда, как и у каждого из нас. Проект будет жить столько, сколько решат сыновья, надеюсь.

У нас есть определенное разделение: с меня – идеи, образ компаний, маркетинг и обучение команд проектов. Дмитрий Анатольевич – финансовый стратег, он обожает эффективность, он бизнесмен, и благодаря ему я могу работать по сердцу, свободно воплощать свои идеи в жизнь. Виктор Дмитриевич занимается координацией работы старшей школы. Еще один важный плюс, кстати, – доверие. Мы  доверяем друг другу, открытость – это серьезное конкурентное преимущество.  

дмитрий и наталья герасимовы

– Ну а минусы?

– Минусы, пожалуй, – это риск повышенной турбулентности: иногда наши точки зрения могут сталкиваться, возникают ситуации конфликта мнений. Но на этот случай есть эксперты. Понимая, что можно что-то упустить, мы всегда имеем под рукой независимых членов команды, которые могут посмотреть на ситуацию со стороны, увидеть, куда нужно приложить усилия, что переделать.

Но, вообще говоря, в семейном бизнесе очень важно уметь договариваться друг с другом, говорить друг другу правду, быть открытым, свободным. Нужен высокий уровень командного взаимодействия, страсть к секретам в шкафах и соревновательность могут все сломать.

Мы оба работаем над собой и свои детские истории пересмотрели глобально. Если же преобладает желание обозначать в бизнесе свою территорию, то работать в семейной команде не получится, надо закрывать эту тему.

В семейном предпринимательстве нужно иметь больше личных ресурсов, всегда выслушивать всех. Личностный рост обеспечен, дальше – вопрос выбора. Мы многое изучили в психологии, истории между поколениями, между мужчинами и женщинами, родителями и детьми.

Меры ответственности, влияния и обеспечения власти должны совпадать, иначе выйдет, что кто-то тянет одеяло на себя.

Глядя на руководителей других компаний, я думаю, что с «чужими» партнерами по бизнесу работать проще. Ты никак с ними не связан, всегда можешь найти им замену. А родных не поменяешь.

Также могу назвать минусом постоянную включенность. У нас разговоры о работе продолжаются, бывает, и дома, и не каждый человек мог бы мириться с этим, не у всех хватает ресурса.

– А с какими рисками, сложностями обычно сталкивается семейный бизнес?

– Главный риск один, я уже это упоминала: недоговоренности, недоверие. Сложные личные отношения.  Все ваши шаги надо обговаривать, планы – «протоколировать». Есть и определенные денежные риски. Например, в ситуации кассового разрыва именно партнеры-родственники могут остаться без денег, в то время как наемным сотрудникам в любом случае заплатят. Знаете, сколько раз ко мне подходили «доброжелатели», которые наставляли меня побольше отдыхать, контракты не подписывать, деньгами семьи не рисковать? Про сотрудников отмечу: не все могут быть в партнерстве с семьей, ценности «мы» они не видят. Сложности всегда были с сотрудниками с мышлением «жертвы».

– А еще, вероятно, семейный бизнес родителей ощутимо отражается на детях. Будут ли дети в такой семье более готовы унаследовать дела родителей? Что вообще должны знать родители-предприниматели, если они хотят передать бизнес своим дочерям и сыновьям?

– Это на самом деле очень сложная тема. Мы только начали получать этот опыт лично, лет через 10 точно скажу! Наш опыт родительства –27 лет, он подсказывает нам, что стоит  начинать с самого раннего возраста. Но не навязывать, не становиться в назидательную позицию, не заявлять: «Вот будущий директор, вот будущий хозяин растет». Тут ни в коем случае нельзя навязывать, но нежно вовлекать точно стоит! Прежде всего стараться выстраивать с ребенком диалог, даже с самым маленьким. Не бояться задавать вопросы, культура вопрошания точно должна поселиться в семье.

И очень важный навык – субъектность. Это дорогого стоит. В образовании это элитный продукт. Мало кто умеет его развивать, и для людей, которые учат ученика, должна быть создана очень богатая среда.

Умение владеть компанией – это как минимум нужно уметь выбирать правильных людей и профессионалов с субьектной позицией, причем крепкой. Уметь управлять своим наследством – это и философия, и ряд личностных качеств и навыков. Они очень долго формируются, более 18 лет.  Игры, беседы – надо отводить им специальное время. Согласно возрасту рассказывать о том, как прошел твой день, спрашивать у ребят совета. Мы спрашивали мнение сыновей по разным вопросам с их раннего детства, возили с собой на работу, на деловые встречи. Так у детей не возникает негативного отношения к тому, что, мол, родители вечно заняты. Они сами вовлекаются в процесс. Для отличных отношений нужна совместность! Но это всегда уникальный рецепт.

У каждого из нас уникальный отпечаток, иммунитет, цвет глаз, и рецепт для каждого ребенка, для каждой семьи свой, но его можно найти.

Надо приобщать ребенка к тому, что отзывается в нем. Помогать ему искать себя, самоопределяться в отношении своих задатков, талантов, способностей. Строить опоры. Делиться впечатлениями, рассказывать о том, что было легко, что сложно, – и внимательно относиться к тому, чем дети делятся с вами. Здорово, когда в семье есть такие вдохновляющие разговоры. Здорово, когда ваш ребенок видит вас в ситуациях житейских, когда вы меньше его знаете и умеете. Когда вы совместно с ним справились с какими-то трудностями. Жизнь всегда подкидывает эти ситуации. В профессии у нас сейчас самое эффективное обучение – это разбор кейсов, конкретных случаев. То же самое с ребятами. Ищите детям развивающую среду согласно своим ценностям.

– Но такие педагогические таланты ведь не каждому даны…

– Нам и не надо быть совершенными, достаточно быть к своему ребенку «теплым сердцем». Можно очень суровые вещи говорить, но с теплом в сердце и в глазах. Классно, конечно, если родители находят время «точить» свои скиллы в психологии детей, в коммуникации, это и в профессии отлично растит. Круто ведь овладеть сторителлингом, учиться управлять своим настроением. Можно постоянно, регулярно вкладываться в лучшие детско-родительские отношения.

Родительство – это же счастье! Источник энергии. Зачем лишать его себя?

В более взрослых ребятах стоит растить осознанность, смотреть, что у них получается лучше всего: преуспевают ли подростки больше в коммуникациях или имеют способности к тому, чтобы разбираться в финансовых либо в юридических вопросах. Полезно бывает и проигрывать различные сценарии, организовывать ролевые игры: что ты будешь делать, если тебе достанутся «заводы, газеты, пароходы», как ты будешь ими управлять? Разбираться, какие нужны личные качества для той или иной профессии. Если такая работа с детьми ведется (хочу отметить, что этим в том числе занимаются с учениками в частной школе «Астрея»), им гораздо проще будет наследовать то, что родители оставят им как работающий механизм. Будущее неопределенно, нужны запасы сообрази­тельности и гибкости. Выживут креативные и смелые.  А в целом я считаю, что всем, и родителям, и детям, лучше всего инвестировать в развитие мышления и лучших качеств, таких как небезразличие и упорство.

На это тотально влияют ваши реальные ценности, они могут быть разными: от победить всех любой ценой до таких, например: о чем ты собираешься заботиться в этом мире?

Ритуалы передают семейные ценности. То, как мы сами относимся к наследию своих родителей, оказывает свое влияние уже на наших детей.

Например, у нас дома с советских времен осталось много грамот, медалей, когда-то полученных бабушками и дедушками. Мы рассказывали детям истории этих наград, о том, как работали наши родители, чего они добивались… Если к чему-то ты сам относишься тепло, эта теплота передается через ваши ощущения – в ощущения детей, прошлое семьи становится для них ценностью не на словах, а на личном чувственном опыте. Ценности передаются состоянием, именно они источники наших внутренних сил. Люди черпают из этого источника свою силу и свое вдохновение. Вовлеченность – это то, что растится долго, и это та самая субъектность. Вопрос о том, как я умею распоряжаться своими ресурсами и вижу ли те возможности, которые открываются передо мной. Я агент влияния, я автор? Или послушный и ответственный человек? Для счастья и этого достаточно.

В общем, это неисчерпаемая тема, поэтому мы решили продолжить разговор о преемственности поколений в бизнес-среде
21 февраля за круглым столом.

Приглашаем к участию всех желающих: планируются выступления опытных людей, исторический экскурс в понятие «наследие». Мои коллеги и партнеры расскажут об опыте прошлого по этой теме, классный психолог – о возможных трудностях, коллега – об опыте взаимодействия поколений в разных сферах бизнеса.

Кстати, сразу скажу, что удачных примеров семейного бизнеса, семейных династий и в мире, и у нас в Сибири немало! Просто на слуху больше те случаи, когда наследники, например, взяли и «расфукали» все наработанное родителями. Мы же, напротив, хотим привлечь внимание к тем историям, когда дети стали достойными продолжателями отцовского дела, смогли определиться, перенаправить свои силы в выбранную ими сферу деятельности и  приумножить возможности семьи уже для своих потомков. Мне кажется, в итоге должен получиться интересный разговор.

Школа Астрея Красноярск - логотип
Образовательный центр «Астрея»
Телефон: +7 391 267 9951

Социальные сети:
ВК  vk.com/astreyafamily
ВК  t.me/astreyaschool

Сайт: astreyafamily.ru

Реклама ООО ОЦ «Астрея»
ОГРН: 1132468058436
erid: 2Vtzqx5PH2R

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).