Красноярская железная дорога совместно с правительством края прорабатывает вопрос запуска специального туристического ретропоезда по маршруту Красноярск – Дивногорск. На этом направлении отмечается существенный рост пассажиропотока – красноярцы облюбовали маршрут до города-спутника в качестве туристического.
РЖД последнее время активно развивает железнодорожный туризм как в европейской части страны, так и в Сибири
Железнодорожная ветка от станции Енисей до Дивногорска была запущена в начале 1960-х – ее возводили для снабжения строительства Красноярской ГЭС. Дорога в 31 км хоть и строилась однопутной, но была сразу электрифицирована на переменном токе Транссиба.
Линия Красноярск – Дивногорск местами напоминает знаменитую Кругобайкальскую железную дорогу в миниатюре: с одной стороны – обрывистые скалы, с другой – вода
После завершения строительства крупнейшей на то время в мире гидроэлектростанции линия стала использоваться в основном для пассажирского движения. В самом городе-спутнике Красноярска проживает около 30 тыс. человек, а на дороге расположено 9 промежуточных платформ и станций, крупнейшие из которых Овсянка, Молодежный и Нижняя Мана.
Железная дорога на Дивногорск подходит к Овсянке
При этом в последнее время стремительно растет значение этой живописной железной дороги и как направления для внутреннего туризма.
За последние 7 лет количество пассажиров на маршруте увеличилось более чем в 5 раз –
в 2023 году электричками на этом направлении воспользовались свыше полумиллиона человек.
Знаменитая набережная Дивногорска в свое время была признана одной из лучших в стране. В хорошую погоду здесь много «понаехавших» из расположенного рядом сибирского миллионника
Дорога и впрямь очень красива – частично она проходит по узкой полоске берега между отвесными Саянскими горами и руслом Енисея. К тому же по трассе расположены и популярные туристические места: музейный комплекс знаменитого сибирского писателя Виктора Астафьева в с. Овсянка, живописная городская набережная с видом на «Дивные горы» и Красноярская ГЭС в конечной точке маршрута.
Многие жители сибирского мегаполиса и гости Красноярска используют железнодорожные поездки до Дивногорска как своеобразный «маршрут выходного дня».
И на самом железнодорожном маршруте, и на конечных и промежуточных точках есть на что посмотреть
Красноярская железная дорога в свою очередь в этом году провела большую модернизацию путевого хозяйства на линии. Сделан капитальный ремонт всего пути – он стал современным бесстыковым, завершаются работы на всех 19 мостах через ручьи и реки, обновляются другие инженерные сооружения.
Этим летом на линии полностью обновили железнодорожные пути и другую инфраструктуру
Кроме того, завершается строительство новой платформы Овсянка, которая расположится в нескольких минутах ходьбы от будущего Национального центра Астафьева, открытие которого запланировано на май 2024. При этом прежняя остановка осталась – ее переименовали в Молодежный.
Видео новой большой 90-метровой ж.д.–платформы в Овсянке:
О том, что есть планы превратить железную дорогу Красноярск – Дивногорск в полноценный туристический железнодорожный маршрут, заявил начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин:
«В перспективах прорабатываем с краем проект – хотим сделать ретропоезд, паровоз или тепловоз с отдельными вагонами именно туристического характера.
На сегодня в наших электропоездах уже курсирует «вагон истории», которым активно пользуются красноярцы. Отзывы только хорошие, туристический поток постоянно увеличивается», – сообщил начальник КрасЖД.
Видео зимней железной дороги вдоль Енисея:
Понятно, что такой ретромаршрут требует отдельной проработки как по содержательному наполнению, так и по экономике, и это должен быть проект не только одной железной дороги. Остается надеяться, что Агентство по туризму Красноярского края и правительство также найдут средства на его реализацию.
И у Красноярска появится еще одна притягательная туристическая локация российского уровня – ретропоезд вдоль берега великой сибирской реки.
Фото: РЖД, КрасЖД, ДЕЛА