Буквально через пару дней в Красноярске запустят долгожданный маршрут, который свяжет два района – правобережные Тихие Зори и левобережный Северный. Курсировать по нему будут новые электробусы.
Транспортники рассказали, чем отличаются разные модели машин, с какими сложностями столкнулись при их тестировании и зачем на новому маршруте нужны автобусы-дублеры.
В теплое время года для полной зарядки электробуса хватает и 20 минут. Для каждой модели предусмотрена своя зарядная станция
Напомним, для Красноярска еще в прошлом году закупили 20 электробусов – 9 белорусских БКМ E321 «Ольгерд» и 11 ЛиАЗ-6274. Для их подзарядки также приобрели 5 станций. Все это обошлось в 860 млн рублей. Заказали транспорт по федеральным программам «Чистый воздух» и «Безопасные и качественные дороги».
Максимальная скорость электробусов – 70 км в час. Однако она зависит от погоды: если сильно гнать в мороз с работающими печами, батарея быстро разрядится
Первые машины прибыли в город еще в начале декабря 2023 года. У поставщика белорусских электробусов возникли сложности, из-за чего техника и задержалась. Однако к обкатке нового транспорта, начавшейся 15 января, все машины были в Красноярске. Некоторые при этом пришли с битыми стеклами.
Так выглядит салон белорусского БКМ E321 «Ольгерд» за 42,8 млн. В нем предусмотрено сразу два места для маломобильных пассажиров
Спустя несколько дней власти решили начать прогон электробусов на троллейбусном маршруте №6. На тот момент уже было известно, что позже их запустят на самостоятельный маршрут №1 – «Ст. Красноярск-Северный – мкр-н Тихие Зори».
Электробусы поедут от железнодорожной станции «Красноярск-Северный» до Тихих Зорь по следующим улицам: Шумяцкого, 9 Мая, Авиаторов, Мичурина, Московская, пр. им. газеты «Красноярский рабочий», Предмостная площадь, Матросова, Свердловская, Лесников
Сегодня уже стала известна дата запуска нового красноярского маршрута №1 – 17 февраля.
Как рассказал замруководителя департамента горхозяйства и транспорта Игорь Манченко, электробусы тестировали целый месяц, чтобы понять, как они поведут себя в сибирском климате. В конце концов, Красноярский край стал первым регионом за Уралом, закупившим такое количество электробусов и выделившим под них самостоятельный маршрут.
«Показали машины себя с удовлетворительной и хорошей стороны. У каждой модели свои плюсы. Поэтому и было принято решение – купить две модели, посмотреть, какая лучше себя зарекомендует в сибирских условиях, и дальше развивать электротранспорт», – пояснил чиновник.
Салон электробуса отвечает всем самым современным стандартам для городского общественного транспорта
Неполадки обнаружились в начале тестирования, и все они были связаны с программным обеспеченим:
где-то еще не до конца к технике привыкли водители, а иногда требовалась донастройка от специалистов производителя.
Пассажиры во время поездки также могут «подзарядиться»
Недавно стало известно, что мэрия решила запустить автобусный маршрут №1а, дублирующий электробусный. Как оказалось, на всякий случай. Это временный маршрут, и автобусы выйдут на линию только в случае ЧП, чтобы пассажиры не остались без транспорта.
А это салон ЛиАЗ-6274 за 43,15 млн рублей. Тоже просторный, но места для маломобильных всего два. На поручнях также установлены зарядки для телефонов и терминалы для безналичной оплаты, а на дверях – кнопка для их открытия. После нажатие открытие должен подтвердить водитель, поэтому выйти на ходу не получится
На электробусном маршруте предусмотрена работа всех 20 закупленных машин – 18 основных и 2 резервных.
Но изначально по нему будут курсировать лишь 14. Количество планируется нарастить потом.
По словам начальника троллейбусного депо №2 Владимира Корниенко, водителям нравится новый подвижной состав. Всех стажировали на обоих моделях, а после давали выбрать ту, к которой больше лежит душа.
На табло в кабине водителя отображается всё вплоть до памятки и указания рекомендованной скорости. Плюс электробус не даст сдвинуться с места, пока водитель не пристегнется, а двери не будут закрыты
«Все сотрудники прошли обучение, инструктажи. Самым главным для них было научиться пользоваться системой рекуперации электробуса, которая влияет на продолжительность автономного хода. То есть важно было научиться водить машину так, чтобы батарейка быстро не разряжалась», – рассказал глава депо.
Важным условием при покупке нового транспорта была его доступность для маломобильных пассажиров. Поэтому электробусы низкопольные, с аппарелью и местами для передвигающихся на коляске. Рядом с каждым таким местом есть кнопка вызова водителя
Впечатлениями поделилась Лариса Полякова: она 10 лет работает водителем троллейбуса, а на электробусы перешла с маршрута №6:
«Все хорошо, несильно отличается от новых троллейбусов с автономных ходом. Но здесь за «штангами» смотреть не надо, не надо тягать их в дождь и в снег, да и руль поменьше, поудобнее. Выходишь с работы чистый. И не пахнет соляркой, как в обычных автобусах, – мне сын рассказал, он перешел сюда с автобуса. Нас руководство само выбирало, кого на электробусы переведут, но вообще люди и сами хотят пересесть».
Эта кнопка в электробусах установлена на тот случай, если кто-то не успел выйти, а электробус еще не отъехал от остановки. Открытие дверей обязательно должен будет подтвердить водитель. Обычные кнопки для требования остановки в транспорте есть тоже
В качестве главных плюсов электробусов после тестирования транспортники выделили их маневренность и автономность, что может позволить и далее развивать маршруты. Заверяют, что минусов не нашли, и
зимнюю погоду электробусы выдержали – показали себя как теплые и быстрые машины.
Однако предварительно их все же пришлось настроить под суровый климат.
Во время тестирования выяснилось, что батареи все же мощнее у «Белкоммунмашевского» БКМ E321, так как их в порядке эксперимента сделали специально для сибирских морозов
Что касается батареи, ее хватает не менее чем на 50 км хода, то есть на оборотный рейс. Есть возможность растянуть ресурс даже до 90 км, но все зависит от грамотного использования элетробуса водителем. Плюс влияет погода – активно работающие салонные печи разряжают батереи.
Заряжаются аккумуляторы быстро – на полный заряд нужно 25-35 минут, и чем теплее, тем меньше времени необходимо.
А если делать рейс только в одну сторону, то хватит и 10 минут.
Зарядные станции установили в троллейбусных депо в пер. Телевизорном и на ул. Березина, в районе правобережной развязки Николаевского моста, на конечной остановке на ул. 9 Мая в Северном, а также на разворотном кольце в Студгородке
Стоимость проезда в новом транспорте будет такой же, как в трамваях и троллейбусах Красноярска, – 32 рубля.
Электробусы оснащены системами самостоятельной безналичной оплаты проезда. Через несколько дней первый маршрут современного общественного транспорта Красноярска будет встречать первых пассажиров
На 20 электробусах красноярские власти останавливаться не планируют. Как заявляли в мэрии раньше, они хотят сделать городу подарок к его 400-летию в 2028 году –
заменить все дизельные автобусы на их электрических собратьев.
Для этого Красноярску придется закупить примерно 600 единиц такой техники.