новость

Летел слишком низко: МАК расследовал крушение вертолета Романа Гольдмана на Мане

Международный авиационный комитет опубликовал результаты расследования крушения на Мане в 2022 году вертолета, принадлежащего экс-депутату Заксобрания края Роману Гольдману. Экспертиза показала, что машина летела слишком низко и задела воду.

Разбившийся на Мане вертолет Гольдмана

Напомним, изначально сторона Романа Гольдмана пыталась выдать случившееся за аварию при транспортировке вертолета.

«По заявлению представителя собственника, при перевозке вертолета R-44 RA-04385 на плоту по реке Мана плот перевернулся. Людей на борту не было. При попытке вытащить вертолет при помощи троса и лебедки вертолет получил повреждения», – говорится в документе.

Дело тогда расследовала комиссия Красноярского МТУ Росавиации. Изучив данные спутниковой навигации, эксперты пришли к другому выводу:

«Наиболее вероятно, что повреждения вертолета были получены в процессе выполнения полета».

Разбившийся на Мане вертолет Гольдмана
Разбившийся на Мане вертолет Гольдмана

Произошедшее квалифицировали как аварию и передали расследование в МАК. Вот что выяснилось во время него:

«Согласно расшифровке данных GPS-навигаторов, 14 августа 2022 года вертолет R-44 RA- 04385 выполнил 2 полета (Из Красноярска на заимку Гольдмана и обратно, но назад он уже не долетел. – Ред.). По информации Регионального Центра ЕС ОрВД (г. Красноярск), уведомление (план полета) в центр не поступало.

Разрешение на использования воздушного пространства не выдавалось.

Информация о вылете данного воздушного судна отсутствует. Радиообмен экипажа RA-04385 с органом ОВД не осуществлялся».

Проводились ли предполетная подготовка, предполетный осмотр и заправка вертолета, неизвестно – эта информация отсутствует.

Траектория полета вертолета Гольдмана
Воздушное судно использовалось, чтобы быстро добраться из Красноярска до таежной заимки на берегу р. Мана

Установить лицо, выполнявшее полеты в тот день, тоже не удалось. Официальный собственник вертолета на момент начала расследования скончался, а его сын, имеющий пилотское свидетельство, заявил, что полеты 14 августа он не выполнял, и кто летал – не знает. Однако, по имеющейся у расследователей информации, доверенность на выполнение полетов была только у него.

Хронология событий

В 9:01 вертолет взлетел с территории ПАО «Гольдман Групп» в Красноярске, где находятся ангар и посадочная площадка. Он пролетел над Енисеем и Маной и в 9:27 сел на берегу Маны около заимки Гольдмана. В 10:13 он снова поднялся в воздух и полетел вдоль русла Маны назад. Спустя 4 минуты, примерно в 10:17, в районе базы отдыха «Манская заимка» вертолет потерпел крушение и разрушился, как видно на предыдущих фото.

Схема последнего полета вертолета Гольдмана
Схема обнаружения останков вертолета Гольдмана

Как отмечается, с обслуживанием вертолета были проблемы. В 2019 году ТО провели специалисты компании ООО «ХелиКо Групп», которые выявили ряд замечаний, препятствующих выдаче заключения о годности вертолета к полетам.

Собственнику тогда направили официальное письмо, однако замечания так и не были устранены. Более того, информация о техническом обслуживании вертолета после 2019 года вообще отсутствует.

Погода была плохая

14 августа, когда разбился вертолет, на Мане проходил холодный фронт. Местами шли грозы с ветром до 13-15 м/с и порывами до 19 м/с. Также была значительная облачность с нижней границей 700 м.

«Осмотром вертолета установлено отсутствие передней заглушки левого полозка и повреждения (замятие) правого полозка (Рис. 5) шасси, что наиболее вероятно связано с их опережающим касанием о водную поверхностью и дно реки из-за отрицательного угла тангажа вертолета».

Схема крушения вертолета Гольдмана
Схема крушения вертолета Гольдмана

Иными словами, вертолет летел слишком низко, зацепил полозками поверхность воды и дно реки и «клюнул» вниз. Скорость в этот момент составляла более 100 км/ч.

«Попадание вертолета в зону осадков и грозовой деятельности могло оказать влияние на исход полета. Однако из-за отсутствия объективных данных подтвердить или опровергнуть это не представляется возможным».

Анализ повреждений на лопастях несущего винта показал, что они вращались в момент произошедшего. На хвостовых лопастях повреждений практически не оказалось. Эксперты сделали вывод, что после удара о воду вал трансмиссии изогнулся, приводные ремни слетели, и на лопасти перестало поступать усилие с двигателя. То есть это не был отказ техники.

Части вертолета, повреждения на которых говорили о крушении, спилили. Впоследствии их нашли
Части вертолета, повреждения на которых говорили о крушении, спилили. Впоследствии их нашли. Кто это сделал, не установили. Эксперты полагают, что это могла быть попытка скрыть настоящие причины разрушения аппарата

«Из-за отсутствия на воздушном судне бортовых регистраторов, очевидцев авиапроисшествия и показаний членов экипажа однозначно установить намерения пилота и причину столкновения вертолета с водной поверхностью не представляется возможным. В то же время повреждения ВС свидетельствуют о его столкновении с водной поверхностью в положении «на пикирование», – говорится в отчете.

Схема последнего полета вертолета Гольдмана
Крушение произошло на удалении 200 м от острова Зырянский на Мане

Далее приводится выдержка из руководства по летной эксплуатации вертолета R‑44:

«Многие авиационные происшествия с вертолетами происходят при маневрировании над водной поверхностью на малой высоте. Многие пилоты не осознают, что при выполнении полетов над водной поверхностью теряется восприятие высоты. Полет над спокойной зеркальной поверхностью воды особенно опасен, но даже зыбкая неспокойная поверхность воды, постоянно меняющаяся, влияет на глубину зрительного восприятия и может стать причиной неправильной оценки пилотом высоты полета над водной поверхностью. Избегайте маневров над водой ниже 200 футов».

Но вертолет и раньше летал по этому маршруту на низкой высоте.

Комиссия изучила предыдущие полеты вертолета Гольдмана, зарегистри­рованные приемниками спутниковой навигации. В период с 16 мая по 3 августа 2022 года они выполнялись постоянно.

«При этом практически каждый полет в районе реки Маны сопровождался посадкой на берегу реки в месте, соответствующем координатам, указанным выше маршрутных точек (то есть на заимке. – Ред.). Многие полеты выполнялись на минимальных высотах над водной поверхностью реки».

Аварию пытались скрыть?

О том, что на Мане разбился вертолет, узнали лишь 16 августа – и то случайно. Полицейские нашли останки воздушного судна, когда проводили рейд по незаконному рыболовству.

Более того, кто-то в этот промежуток времени спилил болгаркой с вертолета главный редуктор в сборе с автоматом перекоса и втулкой несущего винта, топливный бак, хвост и регистрационные номера. Впрочем, впоследствии все детали нашли.

«Возможно, указанные действия были предприняты с целью сокрытия факта авиапроисшествия», – делают вывод эксперты.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).