В недалекой перспективе структура пассажирских перевозок в Красноярске может измениться: переход на электротранспорт «выдавит» частный бизнес из этой сферы. Перевозчики просто не смогут закупать и обслуживать электробусы, которые втрое дороже обычных автобусов. В перспективе по городу поедут сотни таких машин, а в 2023 году закупят всего 20.
Напомним, что недавно Красноярск
подписал контракт на поставку 11 электробусов и зарядных станций для них. Деньги на это – 471 млн рублей – выделены по межбюджетному трансферту. Еще на 9 электробусов уже объявлены торги. Но конкретики по остальным сотням единиц электротранспорта пока нет
Тема прозвучала 21 июня на заседании комиссии горсовета по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре, где обсуждались итоги проверки работы муниципального «Красноярскгортранса» Контрольно-счетной палатой, а также перспектива реорганизации системы управления транспортом с созданием единого центра.
Электробусы недостаточно просто купить: нужны еще зарядные станции на конечных. Да и в целом эксплуатационные расходы у современного электротранспорта еще достаточно велики
Вопрос главе дептранса Максиму Силкину задал депутат Анатолий Василовский. Он поинтересовался, не идет ли все к тому, что число частных перевозчиков в Красноярске будет сокращаться при развитии электротранспорта и его эксплуатации – «недешевого мероприятия».
Красноярск постепенно увеличивает долю общественного электротранспорта, но закупать и эксплуатировать его дорого и сложно
Силкин такой возможности не исключил и привел слова Владислава Логинова, высказанные им на сессии, что
сейчас предположительно прорабатывается вопрос о закупке для города 600 электробусов.
«Стоимость одного электробуса – 45 млн рублей, зарядной станции – 20 млн. Сможет ли сегодня частный бизнес приобрести такой транспорт? Навряд ли. Сегодня мы видим, что перевозчики не могут позволить себе обновить свой парк даже до новых автобусов, а автобус стоит не 45, а 16 млн рублей», – отметил он.
Это, по словам главы департамента,
«склоняет нас к позиции формирования именно муниципальных парков города Красноярска».
Новый автобус сейчас стоит 16 млн рублей, и купить его частному перевозчику сложно. Поэтому парк у частников довольно устаревший
Частные перевозчики действительно испытывают большие трудности, как они сами постоянно об этом заявляют, в условиях роста цен на ГСМ, запчасти и другие расходы. Но пойдут ли городу на пользу предполагаемые перемены, сказать сложно. Именно приход в свое время, десятилетия назад, частного бизнеса в сферу пассажирских перевозок позволил снять острый транспортный вопрос. А жалобы людей на работу общественного транспорта (в 2022 году их поступило более 9 тысяч) касаются как частников, так и муниципалов.
Регулярно обновляется в Красноярске и традиционный транспорт на двигателях внутреннего сгорания – такие массовые закупки тоже происходят за счет бюджета – частникам не потянуть
Кстати, в тот же день, когда в горсовете обсуждался вопрос о судьбе частных перевозок, 21 июня,
в мэрии объявили закупку еще 9 электробусов на сумму 405,9 млн рублей.
Вот такие белорусские электробусы уже в этом году должный выйти на городские маршруты Красноярска. Деньги на них выделены по федеральному проекту «Чистый воздух»
Новые машины нужно поставить в город с 1 октября до 30 ноября этого года – таким образом, число закупленных в 2023-м электробусов составит 20. А в начале июня завершились торги на три зарядные станции. Их закупят за 60,3 млн рублей и установят в трех местах: на ул. Березина, 9 Мая и Студенческом городке.
Фото: ДЕЛА, Белкоммунмаш