Не успели красноярцы отойти от очередного повышения цен на проезд в автобусах, как в городе снова начали поднимать эту тему. Пока косвенно: перевозчики между собой жалуются на слишком большую комиссию банков за обслуживание терминалов, а пассажиры – на то, что терминалы часто «ломаются», и им приходится расплачиваться наличкой.
Красноярцы подозревают, что терминалы в автобусах не работают неспроста
Схема с оплатой по карте работает так: пассажир платит свои 36 рублей, но перевозчик получает не всю сумму. Часть идет банку‑эквайеру за проведение транзакций и т. д.
По словам некоторых перевозчиков, размер этой комиссии регулярно повышается. В частности, председатель правления красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев рассказал ДЕЛА, что такое происходит каждые полгода.
Эту информацию подтвердили и другие перевозчики. Однако размер комиссии назвать они дружно отказались даже на условиях анонимности. В банке тоже не стали комментировать и выдавать размер своей маржи, ссылаясь на коммерческую тайну.
В красноярских автобусах давно ввели оплату по картам, но работает она не всегда – и оказалась невыгодной для перевозчиков
Впрочем, кое-что удалось выяснить. Так, сообщили ДЕЛА в департаменте транспорта, в среднем муниципальные автобусы получают с пассажира, расплатившегося картой, 34 рубля 67 копеек. То есть банк забирает себе около 3,7% с каждого пассажира.
Там также подчеркнули, что
процент комиссии у всех перевозчиков разный –
это уже вопрос отношений между ними и банком.
О проблеме в своем телеграм-канале заговорил депутат Заксобрания края Илья Зайцев. Поводом стало объявление в автобусе №23, где было сказано, что «вся безналичная система оплаты проезда – это дополнительная опция для пассажиров», а перевозчик «по законодательству не обязан ее предоставлять».
Объявление в автобусе. Фото опубликовал Илья Зайцев
Это утверждение неверно: и по закону о защите прав потребителей, и согласно муниципальному контракту переводчики обязаны предоставить людям возможность расчета по карте.
Пассажиры, если терминал по каким-то причинам не работает, конечно, должны рассчитаться иным способом. Но вот только красноярцы заметили, что
терминалы в автобусах не работают подозрительно часто.
Как продавцы в некоторых магазинах, так и хитрые кондукторы всегда могут сказать, что «терминал сломался» или «нет связи» – и вынудить людей оплатить проезд иным способом
«Я заметила, тема оплаты картой в автобусах подутихла. На №8 и №71 начали отказывать принимать оплату картой. Не работает терминал, и все. Говорю, попробуйте, покажите, что не работает. В ответ «мы не обязаны». Или наличка, или выходи. С 71-го сняли объявления, куда звонить, если карту к оплате не принимают».
«Связь сейчас в городе стабильна, на нее глупо пенять. А если терминал завис, его можно перезагрузить. Но этого не делают, глупо отмазываясь».
«В 64-м мало того, что нет кондуктора и оплату принимает водитель, так он еще и во время остановки, принимая оплату, просто ставит перед фактом, что терминал у него не работает».
Маршрутчики при приеме оплаты через карту получают не всю сумму, и далеко не сразу. Поэтому они так любят принимать от пассажиров наличные
«Самое интересное, что когда рассчитываешься наличным, то выдают билет с катушки. А в муниципальных автобусах, трамваях, троллейбусах все билеты через терминал».
«В №6 так же: «платите наличкой, нам потом деньги долго от банка ждать».
«В 8 автобусе почти всегда тоже недоступна оплата по картам. Всегда якобы «терминал не работает, связи нет». Муж несколько раз настойчиво просил проверить, вдруг заработало. Кондуктор начинал истерить, и в итоге оказывалось, что картой рассчитаться можно! Но они умалчивают! Так как после мужа терминал для остальных снова не работал».
В департаменте транспорта мэрии Красноярска сообщили ДЕЛА, что жалобы на неработающие терминалы поступают, но совсем в незначительном количестве. Красноярский транспорт перевозит по 500 тысяч человек в день, а о неработающих терминалах сообщают, как правило, только несколько пассажиров.
Перевозчик должен обеспечить оплату по безналу. Но если терминал не работает, пассажир обязан расплатиться иным способом. Так что терминалы иногда «не работают»
Депутат призвал горожан активнее жаловаться на «случаи наглости перевозчиков», сообщая номер маршрута, дату, время и остановку, в районе которой это произошло. Для этого он даже создал сайт со специальной анкетой.
Перевозчики же пока молчат – по крайней мере, публично.
Но можно предположить, что раз им снова остро не хватает денег, скоро опять пойдут разговоры о том, что тарифы неплохо было бы и повысить.
Развитие темы: