Накануне в Красноярске вновь был объявлен режим неблагоприятных метеоусловий – сразу на двое суток, до вечера пятницы. И не только в Красноярске, а еще и в трех других городах края: Ачинске, Минусинске, Назарове. Увы, ситуация будет повторяться снова и снова, ведь и мегаполис, и малые населенные пункты края топятся углем, а впереди – зима и повышенные нагрузки на ТЭЦ.
Впереди зима с ее морозами в безветренную погоду: в такие дни города начинают буквально задыхаться от испарений
В периоды НМУ предприятия обязаны сокращать выбросы, а Роспотребнадзор усиливает мониторинг за состоянием воздуха. По данным замеров четверга, 27 октября, на территории жилой застройки «грязных» городов превышений гигиенических нормативов не выявлено только в Красноярске. Но в Ачинске предельно допустимые максимальные разовые концентрации взвешенных частиц превышены в 3,8 раза, в Назарове – в 1,3 раза, в Минусинске – до 3,2 раза. Кроме того, в Минусинской котловине скопился оксид углерода – превышение составляет от 1,4 до 2 раз.
Воздух в Красноярске, как показали датчики проекта «Чистое небо», начал портиться еще с утра 26 октября, а режим НМУ ввели к вечеру.
«То, что мы увидели накануне утром, – абсолютно типичная картина для конца октября. Мы ведем полноценное наблюдение с 2018-го и видим одно и то же каждый год. С загрязнением ничего не меняется… Это выбросы и автомобилей, и предприятий, но в основе загрязнений – угольный дым, которым мы с вами и дышим, – говорит Игорь Шпехт, создатель проекта «Чистое небо». – Давайте говорить честно: предельно допустимая концентрация – это старый советский норматив, которого мы до сих пор придерживаемся при оценке качества воздуха независимо от того, твердые это частицы или другие газообразные вещества.
Воздух в Красноярске испортился утром в среду
Если касаться полноценной оценки качества воздуха, не придерживаясь советских нормативов, то мы наблюдаем высокие уровни загрязнения, которые в таких развитых странах, как, например, Южная Корея или Германия, считаются очень высокими. Там на подобные выбросы вводят ограничения».
Исправить ситуацию мог бы перевод городов на другие виды отопления. Власти занимаются проблемой, но пока все планы по газификации города и края или хотя бы переводу частного сектора на более экологичное топливо остаются на бумаге.
Прямо сейчас способ избавиться от НМУ один, и от людей он мало зависит. Это смена погоды – сильный ветер, который разгонит вредные скопления.
«Я бы хотел кого-то обрадовать, что что-то изменилось в лучшую сторону, но нет. Более того, по государственным докладам ситуация ухудшается. К сожалению, мы с вами опять будем видеть «черное небо». И то, сколько мы его будем видеть, зависит только от сильного порывистого ветра – это единственное спасение для нашего города и единственный действующий инструмент, который работает безотказно», – заключает Шпехт.