В Красноярске – очередной транспортный эксперимент: на линию вышли автобусы без кондукторов. Оплачивать проезд в них нужно самостоятельно через приложения и валидаторы или же нести деньги и карты водителю.
Корреспондент ДЕЛА.ru прокатился на таком автобусе и поделился своими впечатлениями.
На пугающую надпись «Выхода нет» в час пик, когда к передней двери не пробраться, мало кто обратит внимание
Как выяснилось, бескондукторную систему оплаты начали тестировать в Красноярске еще в июне. Эксперимент начался с автобусов №22 и №26, рассказали ДЕЛА.ru в дептрансе. Теперь бескондукторным стал маршрут №83.
По задумке ведомства, пассажиры должны сами оплачивать проезд, и сделать это можно несколькими способами – через стационарный валидатор, приложив к нему банковскую карту, транспортное приложение в смартфоне или у водителя (транспортная карта и наличные).
Если вы предпочитаете наличные, то вам надо из конца автобуса пробраться к водителю и расчитаться при выходе. От этого автобус задерживается на остановках
Отметим, что такая система давно существует в столицах, да и вообще в европейском транспорте. Пассажиры обычно заходят только в переднюю дверь, где установлен валидатор или можно купить билеты у водителя. Кондукторы не требуются, но на линии много контролеров, которые проверяют оплату проезда.
Кондукторами в городе работают или подрабатывают сотни людей. Куда они пойдут после «изгнания», тоже существенный вопрос
По нашим наблюдениям,
повальной честностью пассажиры автобуса не страдали.
Совестливыми оказались большей частью молодежь и люди старшего возраста. Молодые люди, заходящие в автобус, как правило, всегда платят за проезд через приложение или банковскую карту, что они делали и в нашем случае. Многие при этом привычно искали глазами «строгую тетеньку».
Однако не менее трети горожан проезд просто не оплатили и проехали «зайцами».
Предупреждающая надпись на входе в автобус
Резонно предположить, что массовое «увольнение» кондукторов приведет к массовому потоку пассажиров-зайцев.
И иногда зайцев поневоле. Похоже, власти не в курсе, как часто наши автобусы бывают набиты битком.
Когда в такой ситуации «совестливые» начнут продираться из самого хвоста к водителю, чтобы отдать ему деньги, они услышат немало ласковых слов от других пассажиров.
На весь салон только два валидатора, пробраться к ним в наполненном автобусе было проблематично, а передавать свою банковскую карту в чужие руки не хотелось. Поэтому многие проехали «просто так»
Между тем уже и сейчас, в начале эксперимента, в дептрансе признают, что число безбилетников может увеличиться.
«Мы решили проверить, как будет работать бескондукторная система – справятся ли водители, как воспримут это горожане. На таких маршрутах есть специальные контролеры, которые проверяют оплату, но очевидно, что всех «зайцев» они не поймают», – отметили в ведомстве.
Еще один минус: оплата проезда «по-столичному» может привести к задержке в пути, ведь водители будут отвлекаться, рассчитывая пассажиров на остановке.
Вопросы возникают и к безопасности.
Всем красноярцам хорошо знакомы ПАЗики без кондуктора, когда водитель одной рукой рулит, а другой выдает сдачу. Ездить на таких по-настоящему страшно.
В автобусе, на котором ехал корреспондет ДЕЛА.ru, водитель тоже рассчитывал пассажиров на светофорах.
Все новое – хорошо забытое старое. В Советском Союзе тоже одно время полагались на совесть граждан и контролеров
В общем, автобусы без кондукторов, видимо, все же дело прекрасного будущего, в котором весь транспорт ходит четко по расписанию и в достаточном количестве в часы пик, пассажиры, включая пожилых, повально умеют пользоваться гаджетами, и абсолютно каждый считает своим долгом оплачивать проезд. Но это уже больше похоже на утопию.