Счетная палата Красноярского края недосчиталась около 7 млрд рублей налогов, которые, по мнению аудиторов, должны были поступить в бюджет региона от реализации производственных проектов в области освоения лесов. О результатах проверки ведомство проинформировало правоохранительные органы. В Заксобрании заявили о высокой коррумпированности лесной отрасли.
Как сообщили в счетной палате края, по состоянию на ноябрь 2018 года в регионе шла реализация 11 из 14 приоритетных проектов в области освоения лесов. В эту сферу рассчитывали привлечь до 2025 года около 148,7 млрд рублей, но пока поступило лишь 44,7 млрд.
Объем производства по проектам составил 1,6 млн кубометров, а леса вырублено на 10 млн кубометров, что
«может свидетельствовать о наличии рисков использования лесных ресурсов не по целевому назначению».
Кроме того, в счетной палате заявили, что изначально в концепциях проектов
было предусмотрено поступление налоговых платежей в бюджет края в сумме 7,3 млрд рублей, но дошло до него только чуть более 340 млн рублей.
Аудиторы обратили внимание и «на низкий объем доходов от сдачи в аренду лесных участков, невыполнение в полной мере лесовосстановительных и противопожарных мероприятий, а также отсутствие ожидаемого социального эффекта (создание рабочих мест) от реализации приоритетных инвестиционных проектов в регионе».
Фото А. Бурмистрова, пресс-служба Заксобрания
Министр лесного хозяйства края Димитрий Маслодудов в Заксобрании сообщил, что
объем заготовки древесины в 2018 году по сравнению с 2017-м вырос на 23%,
вложения в отрасль также увеличились, как и поступления в краевой бюджет от платы за использование лесов, — до 1,23 млрд рублей.
Однако вместе с тем власти отмечают и возросшие объемы (с 26,6 до 30,7 тыс. кубометров) незаконных вырубок древесины. Около 42% приходится на «черных лесорубов», а остальное – это легальные лесопользователи, которые допускают нарушения закона и валят лес там, где не положено.
Министр также рассказал и о теневой заготовке. Дельцы скупают древесину у населения, которое по заключенным договорам якобы рубит лес для собственных нужд – на строительство, ремонт домов, дрова.
«Из 2 млн кубометров такого леса 0,9–1 млн уходит в теневой оборот», –
отметили в Заксобрании со ссылкой на министра. Часто здоровый лес заготавливают под видом санитарных рубок.
В минлесхозе намерены решать проблему с помощью пунктов приема и отгрузки древесины и перевод лесничеств на продажу древесины через Санкт-Петербургскую биржу.
Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский заявил, что
«одна пятая часть древесины в 2018 году в крае заготовлена с коррупционной составляющей» – это около 4 млн кубометров.
«В этих видах незаконной заготовки участвуют и лесники, и покрывающие их правоохранительные органы. И при этом мы практически не видим уголовных дел против лесничеств», – приводит его слова пресс-служба ЗС.
Также Симановский со ссылкой на отчет счетной палаты рассказал, что в крае активизировались китайские предприниматели, которые якобы развели обширную деятельность во многих районах – а местным бизнесменам лесные участки не достаются. Депутат также отметил, что обязательства по проектам – в части развития инфраструктуры – не выполняются: «просто рубят лес и вывозят его».
Симановский раскритиковал и продажу леса на бирже, поскольку там, с его слов, цена красноярского леса «в три раза меньше, чем та, по которой его продают другие регионы». Члены комитета также пожаловались на то, что норма о работе пунктов приема отгрузки древесины не работает из-за слабого контроля со стороны министерства.
В итоге комитет предложил минлесхозу устранить выявленные счетной палатой нарушения, усилить контроль в отрасли и через месяц проинформировать депутатов о проделанной работе.