В Краевой клинической больнице Красноярска произошел случай, который врачи называют фантастическим. На реанимационном столе замерзший человек ожил после двух часов реанимации.
Рано утром 22 апреля охранник одного из промышленных предприятий Красноярска, совершая обход, обнаружил лежащего на земле мужчину. «Скорая помощь» доставила пациента в больницу. Он был без сознания и в состоянии сильного переохлаждения. В истории болезни его записали как «Неизвестный №10».
«Пациент был ледяной на ощупь, на лице не таяли снежинки, периферический пульс не прощупывался, прослушивались лишь глухие тоны сердца.
Можно предположить, что он уснул в состоянии сильного алкогольного опьянения, но запаха алкоголя мы не чувствовали.
Кроме того, в критическом состоянии практически у всех людей происходит непроизвольное мочеиспускание. Но у этого человека моча замерзла в брюках, и пахло от него только заснеженной русской равниной», – вспоминает реаниматолог Дмитрий Мицуков.
Медики трезво оценивали ситуацию и не рассчитывали, что смогут спасти пациента. Но продолжали бороться.
Мужчину подключили к аппарату искусственного дыхания. Ему вводили растворы, грели тело тепловой пушкой. Но в 8 утра, когда температура тела повысилась, у пострадавшего произошла фибрилляция желудочков сердца – из-за застоявшейся крови, которая пошла с периферии.
На помощь Дмитрию Мицукову подоспел второй реаниматолог, Дмитрий Кривков, и вместе они начали делать пациенту непрямой массаж сердца и дефибрилляцию.
Если здоровый человек получит удар током напряжением в 5000 вольт, он может умереть на месте. Уже остановившееся сердце дефибрилляцией запустить невозможно. Мощный удар током эффективен только на трепещущем, готовом «замолчать» сердце.
Ток не перезапускает остановившееся сердце, а перезагружает забарахлившую «компьютерную» программу органа, пояснили в больнице.
Замерзшего человека даже вдвоем не удавалось «вытащить». Спустя 15 минут реанимации у него появился нитевидный пульс, но сердце так и не запускалось. Однако медики не отступали и были готовы спасать мужчину дольше положенных по правилам для пациентов с тяжелой гипотермией 30 минут. Хотя его сердце по-прежнему не держало ритм.
«Шел второй час реанимационных мероприятий, но мы не могли отступить. Во-первых, мы обязаны были бороться до конца, а во-вторых, анализы пациента давали надежду на благоприятный исход», – говорит доктор Мицуков.
Сердце больного отказывало снова, но все реже и реже. Когда промежутки между ударами дефибриллятора выросли до пяти минут, врачи поверили в спасение.
Реанимационная бригада, которая спасла замерзшего мужчину:
Дмитрий Кривков, Ирина Рымша, Дмитрий Мицуков
И вот через два часа реанимации сердце «ледяного человека» нарастило темп, он порозовел, потеплел и «отступил от края».
В целом пациент перенес 24 разряда дефибриллятора мощностью 360 джоулей.
Поначалу было непонятно, что стало с его мозгом – мужчина не реагировал ни на какие раздражители, а зрачки его были расширены. Но буквально через сутки пострадавший заговорил, а на следующий день прочитал врачам стихи.
«На белый снег взглянул щенок и ничего понять не мог», – произнес пациент.
Мужчина сказал, что его зовут Владимир, ему 55 лет, и почему-то в его памяти всплыли именно детские стихи.
Как выяснилось, он работал на стройке в мкрн Солнечном и накануне выпил. Что произошло с ним дальше, он не помнил.
Уже к вечеру 29 апреля врачи оценили состояние пациента как удовлетворительное и начали готовить его к выписке. Как только найдутся документы, подтверждающие личность Владимира, «ледяной человек» покинет больницу.
Теперь историю Неизвестного №10 опишут в научной статье. Ведь случай стал эксклюзивной клинической ситуацией, демонстрирующей невероятный резерв человеческого организма и в очередной раз показавшей, что врачи должны бороться до конца.