НК «Роснефть» намерена создать добычной кластер, в который войдут нынешние и новые месторождения Арктического региона. Об этом главный исполнительный директор компании Игорь Сечин сообщил на встрече с президентом Владимиром Путиным.
«В настоящее время мы рассматриваем возможность создания арктического кластера, который в полном объеме будет работать на решение поставленной вами задачи – достижения до 2024 года 80 млн тонн грузопотока по Северному морскому пути», – сказал Сечин.
Сверхкластер будет создан на базе собственных и перспективных проектов компании в Арктике и включит как Ванкорский кластер, где ведется активное освоение недр, так и перспективный Западно-Иркинский участок, а также геологоразведочные проекты Южного Таймыра. Например, «Ермак», разрабатываемый совместно с ВР. В перспективе в сверхкластер могут войти месторождения Восточного Таймыра в районе Хатанги. По результатам геологоразведочных работ там было открыто уникальное Центрально-Ольгинское месторождение с запасами около 80 млн тонн.
Начало работ по созданию сверхкластера планируется в 2024 году, и к 2030 году добыча нефти здесь составит до 100 млн т
– это почти 20% от общего объема всей нефти, добываемой сегодня в России.
Ресурсы станут не только основой развития уникального российского транспортного коридора – Северного морского пути, но и центром привлечения новых инвестиций в экономику России. Проект уже заинтересовал крупнейшие компании Европы и Юго-Восточной Азии, отметил Игорь Сечин.
Новый проект будет создаваться по кластерному методу – новому подходу, который «Роснефть» применила к освоению месторождений первой среди нефтяных компаний.
Экономический эффект от его использования оценивается в десятки млрд рублей. Впервые метод был применен в Красноярском крае, где благодаря синергии в использовании транспортной и производственной инфраструктуры, созданной на Ванкоре, в 2016 году было запущено в эксплуатацию Сузунское, а затем введены в опытно-промышленную разработку Лодочное и Тагульское месторождения. С 1994 они стояли «законсервированными», но кластерный подход позволил приступить к их освоению.
Последовательная разработка активов Ванкорского кластера обеспечила верхнюю планку среднесуточной добычи в 2018 году в 59,6 тысячи тонн: это на 95% выше аналогичного показателя 2010 года.
По словам экспертов, объединение участков в единый добычной кластер позволило создать крупнейший новый нефтяной проект в постсоветской России – новую нефтедобычную провинцию в Восточной Сибири.
«Мы стремимся достичь максимально мультипликативного эффекта при работе на Ванкорском кластере», – отметили в «Роснефти».
Кстати, кластерную модель развития нефтяная компания теперь использует и в своих других проектах. Так, «Роснефть» в ноябре 2017 года ввела в эксплуатацию новый нефтегазодобывающий кластер в Западной Сибири – Эргинский.
Применение передовых технологий и кластерный метод освоения месторождений позволяют «Роснефти» вести добычу нефти и газа с максимальной эффективностью. Так, в 2018 году компания увеличила добычу углеводородов на 2,1%, до 286 млн тонн нефтяного эквивалента. Также «Роснефть» удерживает лидерство по себестоимости добычи.
По мнению экспертов,
синергия Ванкорского проекта может быть расширена и за счет логистики – через экспорт нефти по Севморпути.
Сейчас сырье транспортируется по 556-километровому трубопроводу Ванкор – Пурпе, который был построен в 2009 году после начала эксплуатации Ванкорского месторождения и связал север Красноярского края с магистральным нефтепроводом, поставляющим нефть на нефтеперерабатывающие заводы России и мировые рынки.
Заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что развитие Северного морского пути – стратегический проект для России, способный превратить нашу страну в основную транспортную артерию между Европой и Азией. Сейчас эту роль исполняет Суэцкий канал.
Однако по сравнению с ним СМП обладает рядом преимуществ, существенно повышающих экономическую целесообразность грузоперевозок по этому маршруту. В частности, он в 2,23 раза короче, что значительно снижает расходы на транспортировку.
Дополнительным условием привлечения внешних инвесторов на новые проекты компании, в частности, арктический сверхкластер, станут дополнительные инвестиционные стимулы. О необходимости господдержки для эффективного развития Арктики не раз говорил президент Владимир Путин.
«Роль государства в Арктике должна быть системной. С четким пониманием, что без государства, только за счет частных инвестиций, освоить Арктику невозможно. Слишком сложные условия, фактически полное отсутствие инфраструктуры, трудности с трудовыми ресурсами, и еще очень и очень много проблем», – отмечал вице-премьер, полномочный представитель президента России в ДФО Юрий Трутнев.