В горсовете рассмотрели проект стратегии социально-экономического развития Красноярска до 2030 года, который разработали в институте экономики, управления и природопользования СФУ при участии рабочей группы из представителей региональных объединений работодателей, Федерации профсоюзов края, общественных организаций и депутатов городского cовета.
Основным в документе прописано обязательное участие во всех национальных проектах, разработанных по указу президента, и достижение поставленных проектами целей.
В частности, в проекте говорится, что к 2030 году в Красноярске должны сохраниться высокий темп роста численности населения, снизиться безработица с 5% до 4%, увеличиться продолжительность жизни – до 70 лет. Обеспеченность жильем планируется в 35 кв. м на человека, рост индекса качества городской среды – на 70%.
Выбросы в атмосферу должны уменьшиться на 40%.
По замыслу авторов стратегии, обеспечить достижение этих целей должны инвестиционные проекты:
создание красноярской технологической долины, модернизация энергомощностей и оптимизация системы теплоснабжения города, формирование международного Евразийского транспортно-логистического центра, развитие общественного электротранспорта, газификация города, строительство центра образования и исследований и национального медицинского исследовательского центра.
«Для того, чтобы обеспечить желаемое развитие,
необходимо привлечение до 2 трлн рублей инвестиций. Мы пока идем по показателям примерно в два раза ниже,
но здесь необходимо использование административного аппарата», – пояснил доцент кафедры социально-экономического планирования СФУ Михаил Двинский.
В результате всех мер Красноярск должен стать седьмым в России городом по численности населения, увеличить производительность труда на 71%, а реальные зарплаты – на 50% и создать 65 тысяч новых рабочих мест.
Депутаты приняли проект критически.
В частности, у докладчика спросили,
с какой целью в стратегии закладывается увеличение численности населения города, поскольку «у нас же инфраструктура города не справляется с нынешним».
Также народные избранники поинтересовались, откуда в Красноярск приедет столько людей.
«В основе будет лежать механический поток. Сегодня Хакасия, Тува и Бурятия формируют основной механический поток на нашу территорию, а образовательная база должна избавить от стереотипа «завезти китайцев». Образованный человек не имеет национальности. Население мы рассматриваем как ключевой показатель эффективности наших усилий до 2030 года», – парировал Двинский.
Однако депутаты привели ему как аргумент тот факт, что, притягивая жителей из соседних территорий, Красноярск обрекает их на вымирание: получив образование, молодые специалисты не хотят возвращаться на родину. Наоборот,
они стремятся уехать дальше, в европейскую часть страны.
«Когда молодежь уезжает из Енисейского района, вопрос не в том, что Красноярск их притягивает. Они просто приняли решение ехать», – высказал уверенность Михаил Двинский.
«Потому что у них там нет работы», – прозвучало в зале.
Не все депутаты также согласились с утверждением специалиста, что не имеет значения, «кто к нам приедет – китайцы, тувинцы или кто-то другой». А в качестве примера доценту привели то, что
в «Лесосибирске лесом заправляет Гриша-китаец, а в Канске практически весь лесопромышленный комплекс под китайцами».
Дискуссию попыталась остудить директор института экономического управления СФУ Евгения Бухарова, которая назвала тенденцию переезда в крупные города мировым трендом.
«Хотим мы этого или не хотим, но города-миллионники являются «пылесосами». Идет обезлюживание сопредельных территорий, население едет в города, где есть возможность получить образование, работу, и после их получения у людей нет мотивации к возвращению. Мы можем для себя придумать такую стратегию, но это общемировой тренд,
который, кстати, неблагоприятен и для Красноярска.
По статистике министерства образования, от 22 до 25% тех, кто оканчивает высшее профессиональное учебное заведение, уезжает сразу», – пояснила она.
В целом, по словам Бухаровой, Красноярск уже стоит перед фактом, что сюда приезжают люди, «простите, в фертильном возрасте», и поэтому ожидаются высокие естественные демографические показатели.
«Рост населения – это факт», – отметила она и охарактеризовала задачу города: принять всех.
Депутат Константин Сенченко не поддержал мнения разработчиков стратегии, что население Красноярска будет прирастать и на это нужно рассчитывать.
«Мне кажется, что анализ проведен не слишком глубоко», – сказал он. Также, по его мнению, инвестпривлекательность Красноярска снижается. Вкладывать в город не хотят даже местные предприниматели.
«Почему сегодня люди, которые могут инвестировать в городе, ничего делать не хотят? Потому что находятся в состоянии, когда чиновники их реально затюкали. Преуспевают территории не там, где находятся промышленные предприятия, – это все вчерашний день. Процветают города, куда уходит капитал, где оседают богатые люди и их дети», – заявил народный избранник, отметив, что
сегодня ни один из собственников местных крупных предприятий реально в Красноярске не проживает, а деньги «уходят в Москву, Лондон, Швейцарию».
По мнению Сенченко, переломить эту ситуацию можно только в том числе пересмотрев налоговое законодательство, и об этом стоит упомянуть в стратегии.
Впрочем, глава департамента экономической политики и инвестиционного развития Вячеслав Полищук призвал не обсуждать пока конкретные меры, поскольку стратегия – это документ «целеполагания».
Власти рассчитывают пересадить красноярцев на скоростной трамвай
Депутат Наталья Мельникова поинтересовалась, как будет достигнуто снижение объемов выбросов на 40%.
Двинский ответил, что разработчики рассчитывают на реализацию программы газификации Красноярска и отказ от традиционных видов топлива, а также применение «современных технологий при сжигании угля», закрытие локальных котельных.
Кроме того, авторы стратегии уповают на внедрение современного пассажирского электротранспорта (метро и скоростной трамвай), в пользу которого горожане, видимо, откажутся от личных автомобилей.
Депутат Сергей Шахматов в продолжение темы предложил внести в число генеральных стратегических целей тему экологии, а в список драйверов роста – улучшение экологической ситуации.
«Сегодня одной из причин того, что люди уезжают из Красноярска, является экологическая ситуация», – отметил Шахматов.
По его мнению, в стратегии должны найти отражение перспективы строительства рекреационных зон, дорожной сети для машин без двигателя внутреннего сгорания – мобильного электротранспорта и велотранспорта, создание инфраструктуры по отдельному сбору ТКО, восстановление водных объектов в черте города и прочее.
По итогам заседания комиссия рекомендовала департаменту экономической политики и инвестиционного развития учесть все замечания, доработать проект и снова заслушать его в конце апреля.