Комиссия горсовета по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре отклонила программу обеспечения пассажирских перевозок общественным транспортом на 2019-2021 годы в Красноярске. Депутаты раскритиковали департамент транспорта за отсутствие адекватных целевых показателей и необоснованные расходы.
О программе на заседании комиссии докладывал руководитель департамента транспорта мэрии Дмитрий Петров.
Одной из основных задач, которые ставят перед собой чиновники, он назвал «реализацию принципа доминирования общественного транспорта», который подразумевает
увеличение к 2021 году пассажирооборота на 2%, скорости сообщения транспорта общего пользования – на 4%, до невероятных 20,7 км/ч.
При этом бюджетные траты на одного пассажира в мэрии за 3 года рассчитывают снизить с 2,5 до 2,28 рублей.
На достижение этих смелых и амбициозных целей, по словам Петрова, требуются сущие копейки – по 797,3 млн рублей ежегодно. Основная часть этих денег (717 млн), впрочем, пойдет на финансирование маршрутов с низким пассажиропотоком, 56,5 млн планируется направить на «повышение качества пассажирских перевозок».
На этом конкретика в докладе закончилась, но Петров еще минут 10 максимально общими словами рассказывал, что мэрия будет работать над новыми способами оплаты проезда, организацией новых выделенных полос, повышением качества подвижного состава, развитием транспорта на электрической тяге, строительством пересадочных узлов и так далее.
Народным избранникам доклад не понравился.
Депутат Сергей Шахматов выразил мнение, что департамент выбрал ориентирами неправильные целевые индикаторы.
«Вот к примеру, среднее время ожидания транспорта на остановке – это хороший индикатор, это есть в Казани. Другие реальные примеры – доля транспорта высокого класса или высокого уровня комфорта. Поэтому рекомендую в программе пересмотреть ваши целевые индикаторы и внести изменения», – сказал Шахматов.
Роман Крастелев попросил Петрова оценить эффективность аналогичной программы развития общественного транспорта на этот год. Тот от ответа уклонился, отметив, что оценивать программу можно будет только в конце года, но
«за 9 месяцев работа проведена большая, безопасность перевозок повышена».
Крастелев попросил также пояснить, почему финансирование маршрутов с низким пассажиропотоком в этом году увеличивается на 200 млн – и это при том, что в результате летней отмены ряда маршрутов произошло перераспределение пассажиропотока в пользу муниципальных перевозчиков, которые и обслуживают большую часть непопулярных направлений.
Петров подтвердил, что в результате маршрутной реформы «доходы муниципального транспорта действительно поднялись», а рост расходов связал с подорожанием ГСМ и увеличением минимального уровня зарплат.
Сразу несколько депутатов интересовались конкретными перспективами и планами развития общественного транспорта. Петров на эти вопросы отвечал, что принимаемая программа является, по сути, «программой выживания», а на развитие денег нет.
«Все перспективы – это верхние бюджеты. Ищем нацпрограммы, нацпроекты, где можем поучаствовать.
К сожалению, я деньги не могу из другого места взять», – сказал Петров.
Депутат Виталий Бондарев посетовал, что программа никак не учитывает интересы частных перевозчиков, на долю которых приходится 70% пассажиропотока.
«Я не увидел, чтобы вы где-то им помогали. При этом они каким-то образом выживают, хотя у них, в отличие от муниципалов, нет никаких дотаций», – сказал Бондарев.
Петров в ответ парировал, что частные перевозчики на направления с низким пассажиропотоком не идут.
В ходе обсуждения народные избранники указали на то, что «в справке правового управления горсовета от программы не оставлено камня на камне» – юристы указали, в частности, на немотивированный рост зарплат и отсутствие финансового обоснования ряда расходов. Кроме того, депутатам не понравилось, что в программе прописано сокращение на 3% объема транспорта, работающего на маршрутах.
По итогу обсуждения депутаты рекомендовали отправить программу на доработку.