Экспертный совет по рекламе не нашел нарушений в имиджевой рекламе Газпрома, попутно выяснив, является ли компания народным достоянием.
На обсуждение рекламного ролика, в котором утверждается, что «Газпром — народное достояние», представителей совета спровоцировало обращение одного из жителей Красноярска в местную общественную приемную председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева.
«Меня и многих моих знакомых возмущает реклама на телевидении «Газ. Народное достояние». За газ мы платим сумасшедшие деньги (за свое достояние), а кто-то получает миллионные доходы от продажи так называемого достояния народа. Уберите, пожалуйста, эту антинародную рекламу», — написал возмущенный житель.
Эксперты с трудом определились, что должны проверить ролик на предмет его соответствия п. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» —
а именно: не вводит ли он зрителей в заблуждение. Мнения разделились.
Часть экспертов настаивала, что ролик недостоверен и «вызывает негодование» у ряда граждан, «потому что по новому толковому лингвистическому словарю русского языка Татьяны Ефремовой «достояние» — это «имущество, собственность, безраздельно принадлежащая кому-то», по Ожегову — «имущество, собственность», и если нам что-то продают за деньги, то нашим достоянием это быть не может».
Другие были уверены, что раз Газпром — госкомпания, а власть в государстве принадлежит в соответствии с конституцией народу, то Газпром все-таки можно назвать народным достоянием в широком смысле. Тем более что компания эта платит налоги, которые идут в том числе и на содержание полиции, систему образования и т.д. — то есть на народные нужды.
Кто-то из экспертов даже предположил, что покупатели газа платят на самом деле не за сам продукт, а «за его добычу, обработку и передачу». А посему утверждать, что эта реклама недостоверна, нельзя.
В итоге 7 экспертов проголосовали за то, что ролик Газпрома нарушает норму закона, а 13 высказались против.
«Народ до революции так и доведете своей рекламой», — недовольно подытожил кто-то из экспертов.