одной строкой

Необходимое число медработников рассчитают по нормам 1996 г.

Минрегионразвития РФ опубликовал проекты изменений к правительст­венным документам, утвержденным в 2008 и 2009 гг. и содержащих методику расчета обеспеченности населения медперсоналом. Если поправки будут утверждены, этот расчет будет производиться по социальным нормам 1996 г.

Строго говоря, эти два документа двух- и трехлетней давности не столько сами по себе определяли необходимое количество медработников, сколько формулировали критерии эффективности работы региональных органов, а уж регионы должны были определять, сколько им нужно медперсонала.

Теоретически никакие ограничения в этом плане региональным и муниципальным органам выставлены не были. Зато они обязаны были отчитываться по поводу «эффективности расходов на управление кадровыми ресурсами». Оптимальное для той или иной территории количество врачей рассчитывалось по сложной формуле, включающей численность населения и количество медицинский учреждений, а необходимое число среднего и младшего персонала — по еще более сложной формуле, в которую, кроме уже перечисленного, попадало еще и количество врачей и общий объем их зарплат.

Неэффективной работу местных органов могли признать, если количество врачей или медсестер на 15% превышало норму. Поэтому на местах зачастую предпочитали «перебдеть» и оптимизировать число персонала даже в ущерб выполнению социальных норм, нежели прослыть «неэффективными» перед центром. Борьба за эффективность теоретически могла бы состоять и в сокращении зарплат медработникам, но на это уже вряд ли бы кто-то решился.

Если учесть, что в последние годы медработники и сами далеко не всегда рвались работать по специальности в государственные медучреждения, «эффективность» в регионах прямо-таки зашкалила: на территории Красноярского края, например (в особенности в удаленных его районах), укомплектованность некоторых ЛПУ медперсоналом не превышает 50%.

Нынешний проект постановления Минрегиона возвращает «старые», от 1996 г., социальные нормы: на 10 тыс. человек населения должен приходиться 41 врач и 114,3 человека среднего медперсонала. При этом норматив является общим для всей территории РФ, таким образом, возможность региональной «экономии» на врачах исключена.

Отметим, эти нормы, установленные 15 лет назад, ниже, чем советские: в СССР нужное количество врачей рассчитывалось исходя из того, что каждый житель обращается за медицинской помощью 12 раз в год. В 96-м решили, что хватит и девяти.

Постановление Минрегиона удачно совпало с началом реализации в крае программы модернизации медицинской отрасли (см. подробнее «Красноярская медицина получит 14 миллиардов»). Сейчас районы края защищают в краевом Минздраве собственные программы, чтобы обосновать свои потребности в новом оборудовании, проведении ремонта и т.д. Этот процесс должен завершиться к 10 мая.

Была, напомним, названа и сумма выплат красноярским медикам в рамках программы — 1,5 млрд руб.

Учитывалась ли нынешняя укомплектованность медучреждений края при расчете этой суммы? Будет ли она скорректирована после утверждения проекта Минрегиона? С этими вопросами ДЕЛА.ru обратились в краевое министерство здравоохранения.

Как нам пояснили в краевом Минздраве, сумма выплат вычислялась без учета количества медработников в регионе — она выделена целенаправленно, на внедрение узкими специалистами стандартов здравоохранения, и получат ее те, кто ведет соответствующую работу, даже в том случае, если человек работает по совместительству или на полставки. Соответственно, и постановление Минрегиона на нее никак не повлияет.

Что касается кадровой укомплектованности медучреждений края, то в среднем по региону, рассказали в Минздраве, она составляет 59,7% по врачам и около 75% в целом (т.е. включая медработников разного уровня). В Красноярске укомплектованность по врачам чуть выше — порядка 62%, а общая — ниже, чем по краю: 67%.

Так что денег на программу модернизации хватит. Было бы кому ее осуществлять.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»