Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что урожай зерна в России в 2010 г. может составить всего 60 млн т, что ниже всех прогнозов. По словам главы правительства, рассчитывать на скорое снятие запрета на экспорт зерна не приходится.
«Рассчитывать на быстрое снятие запрета на экспорт пока не приходится», — заявил Путин, добавив, что решение по экспорту будет принято только по итогам уборочной кампании этого года.
Запрет на экспорт зерна вступит в силу 15 августа, пишет «BFM.ru». Сильнейшая засуха в России стала причиной роста мировых цен на пшеницу. Стоимость зерна, по мнению аналитиков, продолжит свой рост из-за введения эмбарго. По данным CNN, увеличилась и стоимость ячменя. С середины июня цена тонны данного продукта выросла на 130% до 210 евро.
Однако от кризиса в агропромышленном комплексе страдают не только мировые рынки. Оптовые цены на продовольствие в России начали движение вверх. По данным анонимного ритейлера, в московском регионе цены на муку подскочили почти вдвое. В конце апреля килограмм стоил 8,90 руб., теперь — 16 руб. В Приволжском округе мука, фасованная в упаковки по 2 килограмма, подорожала на 62% до 30,8 руб. за килограмм, в Самаре такая же упаковка выросла в цене на 73% до 29,5 руб.
В Красноярском крае запасы зерна остаются еще с прошлого года (см. «Назло рекордам»). Теперь понятно, что проблем с продажей прошлогодних излишков не будет. Жалко только, что помогает, как обычно, очередная кризисная ситуация, а не нормальный рабочий процесс.
ссылка на комментарий
Роман Гольдман
Гендиректор холдинга «Сангилен+», член Совета Национального Союза зернопроизводителей
В Сибири производство зерновых составляет около 20 млн т, внутренняя потребность 12 млн т, потенциал для реализации 8 млн т или около 40% от общего объема.
С одной стороны, сибирским сельхозпроизводителям аномальная жара в центральных регионах России оказалась на руку. В проблемные территории теоретически может «уйти» часть местного зерна как из нового урожая, так и — что куда более важно — из переходящих запасов прошлых лет. Так будет решена насущная проблема — освободятся площади под хранение зерна.
С другой стороны, все из-за тех же погодных условий Правительство РФ ввело эмбарго на экспорт зерна, стараясь обеспечить продовольственную безопасность и не допустить резких скачков цен. И излишки, которые можно было бы продать за границу, останутся в регионе и будут оказывать давление на рынок.
Теперь чуть более подробно про обе эти темы.
Стоимость фуражной пшеницы на сегодня в европейской части страны порядка 6000-6500 руб./т. Транспортировка из Красноярского края в европейскую часть стоит около 3000 руб./т, и это не считая расходов на разрешительную сертификацию, услуги по отгрузке и приемке на элеваторе, а также автодоставку зерна из хозяйств, что в сумме может составлять от 650 до 850 руб.
Получается, что сегодня можно продать фуражную пшеницу по цене не более 2850 руб./т, что не укладывается даже в себестоимость ее производства. Спасает только одно — принятый в этом году региональный закон, компенсирующий часть расходов на ж/д перевозку зерна при вывозе его за пределы края. Максимальная сумма компенсации составляет 1075 руб. за одну тонну на расстояния, превышающие 3000 км.
4000 руб./т — более-менее приличная цена для нашего региона, вот только закон заканчивает действовать 31 августа 2010 г. Поэтому очень бы хотелось, чтобы его продлили на более долгий период. Сейчас практически нет реальных сделок, потому что все сельхозпроизводители находятся в ожидании более выгодных условий продажи.
Что касается ситуации на мировом зерновом рынке, то после объявления запрета на вывоз зерна из России, мировые цены просто «взорвались». Цена на тот же фураж в порту отправителя «подскочила» за один день на 22 доллара (12%) и составляет уже более 250 долларов США, а это 7500 руб./т.
При экспортных отгрузках из Сибири, конечно, тоже не все гладко, главная проблема та же — удаленность от экспортных портов и соответственно, очень высокая стоимость транспортировки.
Плохо то, что традиционные российские зерновые рынки уже начали замещать пшеницей из Америки и Австралии, а также, что создание дальневосточного зернового транспортного коридора ушло на второй план. Природных катаклизмов не будет каждый год, а рынок Юго-Восточной Азии постоянный, более того, постоянно растущий.
В следующем году, когда Кубань и Поволжье соберут большой урожай, сибирское зерно в центральной части России опять станет не нужным. И долгосрочная перспектива для СФО это, конечно же, экспорт.