Доля кредитных продаж машин и бытовой техники в 2010 г. у некоторых продавцов побила докризисный рекорд 2008 года. Главные причины — растущая лояльность банков к заемщикам и готовность самих россиян брать кредиты, по мнению красноярских аналитиков, могут негативно сказаться на банковском секторе.
Доля продаваемых в кредит машин у разных автодилеров уже несколько месяцев держится на уровне выше докризисного (до кризиса этот показатель составлял 29-30%), а по итогам июня достиг 34% пишут «Ведомости».
Большую роль в этом сыграли специальные кредитные продукты с субсидируемой ставкой — как государственные, так и предлагаемые автопроизводителями. Например, «Тойота банк» в 2010 г. выдал рекордное количество кредитов: число заявок от потенциальных заемщиков по сравнению с 2009 г. выросло в 3 раза. В целом в кредит продается сейчас около 30% автомобилей Toyota и Lexus, и примерно половина из этого объема приходится на кредиты, выданные «Тойота банком».
Рост продаж в кредит отмечают не только автодилеры. В компании «Эльдорадо» еще в апреле никто не верил, что доля кредитных продаж в этом году может восстановиться до докризисного уровня, а сейчас ситуация близка к этому. В 2008 г. продажи в кредит давали сети около 30% выручки, и этот показатель был лучшим на рынке, уверяет PR-директор компании Сергей Павлов.
Рост продаж в кредит поддерживается отложенным спросом — покупатели психологически устали экономить — и желанием самих банков давать кредиты, готовностью ритейлеров предлагать покупателям особо выгодные условия по кредитам, говорит представитель «М.видео» Надежда Киселева. Средняя доля кредитных продаж в сети достигла докризисных 19-20% и продолжает расти, подчеркнула она.
Этому, по мнению экспертов, способствует в первую очередь резко возросшая активность банков. Они стали лояльнее подходить к выдаче кредитов, предлагают все более выгодные условия для заемщиков: по сравнению с началом года средний размер первого взноса был весомо снижен. В тоже время потенциальные заемщики почувствовали стабильность своего финансового положения и готовы заключить договор с банком.
Руководитель красноярского портала «Финансист» Анастасия Потёкина в разговоре с ДЕЛА.ru согласилась с мнением московских экспертов, отметив, что рост кредитных продаж вызван в первую очередь остро стоящей перед большинством банков необходимостью размещать свои пассивы.
«Если помните, когда разразился кризис банковской ликвидности, финансово-кредитные организации активно привлекали средства физических лиц во вклады, зачастую под довольно высокий процент. Прирост депозитов в последние два года был довольно высокий. А привлечённые средства должны активно работать, — поясняет она.
— "Идеальных заёмщиков" на всех не хватает, банки вынуждены снижать уровень требований, кроме того, не будем забывать, что потребительские кредиты считаются наиболее дорогими (как наиболее рискованные) для заёмщика кредитами, и выдаются на короткие сроки. Возможно поэтому в этот сегмент нынче вернулись даже те банки, которые ещё в докризисные времена сворачивали это довольно высокорисковое направление кредитования».
При этом Анастасия Потёкина отметила, что ситуацию с высокими рисками банкиры оценивают по-разному, а лично у нее ожидания скорее негативные. «Просрочка по кредитам физических лиц продолжает расти у большинства банков, работающих в рознице, и дополнительное увеличение рисков может заставить тот или иной банк балансировать на грани», — подчеркнула она.