Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные ежегодного исследования, посвященного проблемам российского бизнеса. В этот раз бизнесменов спрашивали о социальной ответственности и отношении общества к предпринимателям.
Исследование было проведено в 2009 г. по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) среди 1200 владельцев и топ-менеджеров частных компаний промышленности и строительства, транспорта и связи, сферы обслуживания и торговли.
Только 17% опрошенных высоко оценили уровень социальной ответственности бизнеса в нашей стране. 55% респондентов подтвердили, что этот уровень в России очень низок. Чуть более трети опрошенных бизнесменов сообщили, что в течение последнего года не оказывали никакой помощи региональным и местным властям в социальном развитии региона (36%). Остальные две трети помогали хотя бы единожды.
Среди видов такой помощи наиболее популярны уборка, озеленение муниципальной территории, прилегающей к предприятию, ремонт, реконструкция объектов на этой территории (30%). В числе самых распространенных видов помощи также реализация социальных программ для работников предприятия (27%), помощь школам, больницам, детским домам, не находящимся на балансе предприятия (25%), помощь ветеранам, инвалидам, другим категориям социально незащищенных граждан, связанных с предприятием (23%).
Самое интересное выясняется, когда бизнесмены начинают рассказывать о мотивах, которые их побудили участвовать в социальных программах власти. Указывать при опросе можно было любое количество веских причин.
Чаще всего говорят о том, что это общераспространённая практика, своеобразная «норма жизни» для бизнесменов (42%). 29% полагают, что представители бизнеса должны помогать социально незащищенным слоям, 21% — что бизнес должен брать на себя часть социальных расходов местных и региональных властей. Это все красиво и правильно.
Но вот 30% помогают территории, опасаясь, что в ином случае его предприятие впадет в немилость у властей. Значимы также личные просьбы, обращения за помощью к бизнесменам со стороны мэров, сотрудников муниципалитетов (22%), а также губернаторов и сотрудников администраций субъектов федерации (10%).
Бизнесменам также предложили по 7-балльной шкале (от 1 —- «очень плохо» до 7 — «очень хорошо») оценить отношения к ним общества. Средний балл оказался равен 4,1. Это выше, чем в 2007 г. (3,85), но ниже, чем в 2008-м (4,25).