Горно-металлургические предприятия на севере Красноярского края получают реальный экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта. На отдельных участках управление производством почти полностью идет без участия человека.
Цифровизация, и в том числе внедрение ИИ, активно идет на крупных предприятиях севера края, например, руднике «Таймырский»
О том, как сегодня ИИ меняет производственный процесс, подробно рассказал в интервью РБК руководитель направления разработки и внедрения искусственного интеллекта в «Норникеле» Данил Ивашечкин.
Примечательно, что в отдельных сферах по использованию ИИ Россия опережает остальной мир.
«Нам не всегда верят, когда мы говорим, что у нас есть мельница, перерабатывающая руду, и этим устройством 90% времени управляет искусственный интеллект, а не оператор», – отмечает спикер.
В РФ и других странах разные подходы к цифровизации: так, за рубежом в цветной металлургии больше используют датчики, данные и облачные сервисы или системы компьютерного зрения, а у нас наряду с этим создают ИИ, управляющий процессом.
В «Норникеле» существует свой алгоритм разработки ИИ-систем: сначала данные копятся «на озере», затем создается и на тестовом стенде испытывается модель. И уже после решение разворачивается на производстве. Эффект очевиден сразу: к примеру, машина принимает решение за 3 секунды, корректируя управление, в то время как человеку для того, чтобы отдать команду, нужно не менее минуты – человеческий мозг просто не умеет работать быстрее.
Данил Ивашечкин рассказывает, что внедрение ИИ на производстве началось 3 года назад, а перед этим были проанализированы узкие места процесса добычи и переработки металлов, сформулированы конкретные задачи. Вначале сотрудники скептически относились к перспективе замены людей машинами. Так что в работу была на первом этапе внедрена программа-советчик, которая просто выдавала операторам рекомендации. Ну а затем уже перешли к ИИ, самостоятельно принимающему решения.
«Это избавило операторов от постоянного наблюдения за сотнями, а иногда и тысячами параметров, а также высвободило время для менее рутинных задач. Я сравниваю управление промышленными процессами нашего ИИ с машиной-беспилотником. Кто-то может посчитать аналогию некорректной, но для меня это яркий пример: повышенный риск, снижение вовлечения человека, большое количество данных», – говорит Ивашечкин.
При этом сотрудников никто не увольнял: они просто смогли заняться выполнением других, смежных, задач.
В результате внедрения ИИ, например, в 2023 году экономический эффект от его использования достиг $100 млн.
В перспективе в компании планируют запуск более сложной технологии, генеративного искусственного интеллекта – она позволит интегрировать в систему текстовые и визуальные модели для получения дополнительных данных.
«Представьте: работники обсуждают по рации, что через несколько минут пойдет руда другого качества. Сейчас эту информацию должен вносить оператор, а в дальнейшем она может самостоятельно загружаться в систему на основе распознавания смысла речи», – поясняет руководитель.
Пока алгоритм работы генеративного ИИ проходит проверку и внедряется для офисных сотрудников, позволяя сократить до 20% времени при решении рутинных задач.
Новые технологии продавать не планируется – это не коммерческий продукт.
Главная цель «Норникеля» – оптимизация своих производственных процессов, и в перспективе с помощью ИИ будут связаны все площадки работы корпорации.
«В ближайшие полтора-два года мы планируем научиться сквозному управлению процессами целого предприятия: цехами, конвейером, мельницей, флотацией, гидроциклонами. В конечном счете это поможет минимально терять металлы и максимально отдавать их в концентрат», – заключает Данил Ивашечкин.
Фото: «Норникель»