В Красноярском театре оперы и балета в выходные прошла премьера нового оперного спектакля – «Орфей и Эвридика» на музыку Кристофа Виллибальда Глюка. Зрителям показали очень красивую, печальную и глубокую историю – по мнению многих, постановка станет украшением репертуара театра.
Опера «Орфей и Эвридика» сезона 2024 года. Режиссером-постановщиком спектакля стала Ирина Лычагина – ранее режиссер-постановщик оперной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, а с апреля 2023 года – главный режиссер и художественный руководитель оперной труппы Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского.
Премьера состоялась 16, 17 и 18 февраля. Режиссером-постановщиком спектакля стала Ирина Лычагина, музыкальным руководителем и дирижером – Дмитрий Юровский, сценографом и художником по костюмам – Карина Автандилова.
В основе сюжета классической оперы – древнегреческий миф о музыканте Орфее, возлюбленная которого Эвридика умерла от укуса змеи. Орфей спускается в подземное царство Аида, чтобы вернуть девушку к жизни, и, казалось бы, ему это удается… Кстати, Глюк создал две редакции оперы с разным финалом.
В красноярской постановке античный миф – это один из сюжетов, который вплетается в историю более позднюю, о королеве Франции Марии-Антуанетте,
казненной в революционном Париже в 1793 году. Для композитора это было личной темой: он являлся первым учителем музыки Марии-Антуанетты, и королева покровительствовала Глюку, в том числе при создании «Орфея».
На сцене мы видим «картинку в картинке», мифологический и исторический планы перемешиваются, создавая новые смыслы. Сама режиссер говорит о том, что спектакль – многоэтажная конструкция. И он не только о большой любви:
«Наш спектакль – о недопонимании даже между самыми близкими людьми, о легкомыслии и следовании своим порывам, которые иногда заводят слишком далеко, о сожалении, о потерях и чувстве вины, которая вкупе с любовью заставляет людей творить немыслимые вещи – спускаться в ад. Это не история Орфея и Эвридики как таковых – она, конечно, там присутствует, но вписана в рамку придуманного сюжета как история, которая могла бы произойти с французской королевой Марией-Антуанеттой накануне ее отъезда из Версаля.
Слуги устраивают для нее праздник перед возвращением в Париж и разыгрывают спектакль на основе древнегреческого мифа. Судьба Марии-Антуанетты – некое отражение этого мифа. Королева не понимала ситуации, переоценивала одних и недооценивала других. Есть и другие параллели – отрубленная голова королевы и голова Орфея, которая плыла по реке и пела после того, как его растерзали менады», – рассказывает Ирина Лычагина.
В опере есть много великолепных балетных сцен, а главную партию, Орфея, по традиции исполнили девушки: меццо-сопрано оперного Виктория Кангина и солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Екатерина Лукаш.
В соцсетях театра зрители делятся мнениями о спектакле.
«Я под большим впечатлением от премьеры. Мнения, конечно могут быть разные, но это обязательно нужно посмотреть талантливая и глубокая работа режиссера: необычное сочетание трагичной судьбы Марии-Антуанетты и Орфея, постановка вызывает столько разных эмоций и заставляет думать. Два часа в сопровождении красивой музыки пролетели мгновенно»;
По сложившейся музыкальной традиции, партию Орфея в опере исполняют девушки, обладательницы голоса меццо-сопрано
«Молодцы солисты оперы, хор, артисты балета. Я от души налюбовалась тем, что они воплотили на сцене!»; «Необычный спектакль, есть много вопросов, но это и хорошо! Есть о чем подумать», – пишут поклонники театра.
Словом, всем ценителям жанра стоит увидеть красноярских «Орфея и Эвридику» своими глазами.
Фото Евгения Корюкина