В ЗС Красноярского края обсудили параметры бюджета на 2023-2026 годы. В целом проект бюджета оценили положилительно, но также депутаты озвучили ряд опасений. Например, насчет перехода к отмене режима групп консолидированных налогоплательщиков, из-за которого может снизиться доход в бюджет на налога на прибыль организаций.
Параметры бюджета на ближайшие три года рассмотрели на комитете Заксобрания по экономике и налоговой политике.
Министр экономики и регионального развития Татьяны Магдибур рассказала об ожидаемых итогах социально-экономического развития края за 2023 год и прогнозе на предстоящий бюджетный период. Об основных параметрах бюджета в следующие годы сообщил зампредседателя правительства края – министр финансов Владимир Бахарь.
По оценке 2023 года объем валового регионального продукта составит 3,5 трлн рублей. Прогнозируется, что за три года прирост ВРП составит 6% – до 4,2 трлн руб. в 2026 году. Ожидается и прирост объемов промышленного производства – в среднем на 1,8 % в год. Объем инвестиций за три года увеличится почти на 10% до 1,1 трлн рублей в 2026 году. Изменения в экономике позволят сохранить низкий уровень безработицы (0,8%) ит обеспечить опережающий рост зарплаты.
Основные параметры, предусмотренные проектом бюджета на 2024 год: доходы – 379 млрд рублей, расходы – 432 млрд рублей. Источниками финансирования дефицита являются остатки средств и инфраструктурный бюджетный кредит.
Депутатов интересовало, удастся ли сохранить краю положительную динамику собственных доходов.
Председатель комитета по экономике и налоговой политике Егор Васильев что, хотя планка доходов соответствует прошлогодней, структура бюджета немного иная:
«Мы находимся в середине переходного периода по отмене режима групп консолидированных налогоплательщиков. В такие группы входили крупнейшие компании. Если раньше региону централизованно распределялось 80% от суммы налога на основе показателей предыдущих периодов, то сейчас это уже 60%, в следующем году – 40%. Сейчас переход с одного года на другой — это минус 11 млрд рублей, но даже не это главное. После окончания переходного периода мы столкнемся с более серьезным вопросом: как в современных условиях формируется финансовый результат наших экспортеров, где находится центр прибыли крупнейших налогоплательщиков, и будет ли в результате прошедших за эти годы изменений снижение поступлений от нашего главного источника средств бюджета – налога на прибыль организаций».
Также беспокойство вызывают экспортные пошлины, которые введены на федеральном уровне с 1 октября. Сейчас это уже привело к выпадающими доходами края в 2,6 млрд рублей.
Как отметил Егор Васильев, край бюджет выполнит, учитывая, что сформированы значительные резервы. Однако в связи с тем, что в последние две недели падают цены главный экспортный товар региона – на металлы, а также с новшествами в налоговом законодательстве, нужно внимательно изучать бюджет.
После министр Татьяна Магдибур рассказала о новациях в системе стратегического планирования. В частности, она доложила о построении сквозной системы целеполагания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и новой структуре государственных программ. Постепенный переход на новую систему стратегического планирования и управления в дальнейшем потребует значительного изменения нормативной базы.
Далее депутаты перешли к рассмотрению пяти госпрограмм, охватывающих комплексное развитие территорий – инвестпроекты и инфраструктуру, транспортную систему, информатизацию общества, энергетику, поддержку инноваций, малого и среднего предпринимательства.
По денежным расходам больше всего из этих программ выделяется средств в 2024 году на развитие транспортной системы – 65,3 млрд рублей, что в 1,3 раза больше, чем в этом году.
Как пояснил Егор Василье, за три года на крупные инфраструктурные проекты направят 89 млрд. В 2024 году выделят 32 млрд на метротрам, также будет вестись реконструкция дорог вокруг Красноярска, проекты охватят подъезды к Высокогорскому мосту в Северо-Енисейском районе, дороги для золоторудных предприятий на севере края.
«Эти значительные вложения в инфраструктуру расширяют возможности для инвестиционных проектов, для будущей доходной базы. Есть статьи бюджета, которые вызывают вопросы у депутатов. Это субсидии районам на социально экономическое развитие дорожного хозяйства, на новые объекты, но эти вопросы мы обираемся решить между первым и вторым чтением бюджета. В целом наши приоритеты остаются прежними, и у края хватает средств на поступательное развитие с учетом национальных целей», – отметил председатель комитета.
В представленном проекте бюджета около 3,8 млрд рублей закладывается на обеспечение мероприятий в сфере энергетики, в основном это субвенции муниципалитетам в отдаленных и северных районах. На прежнем уровне поддерживается финансирование и остальных государственных программ.
Комитет поддержал принятие проекта бюджета в первом чтении, однако сделал рекомендации по доработке.