Константин Бородин, директор теплосбытового подразделения в Красноярске, в прямом эфире на площадке авторского телеграм-канала ответил на вопросы жителей. В СГК опубликовали ответы на самые частые вопросы потребителей.
Константин Бородин на встрече с председателями советов домов Советского района дает пояснения по возможным мероприятиям по увеличению энергоэффективности домов
– Есть ли какие-то особенности начисления платы за отопление в октябре этого года?
– Начисления, как и ранее, производятся двумя способами: нормативному и по факту потребления, зафиксированному общедомовым прибором учета тепла. Мы провели анализ и сравнили начисления октября этого года с аналогичным периодом предыдущего. Анализировали 2580 домов – те, в которых установлен общедомовой прибор учета. И цифры получились следующие: в 2327 домах начисления меньше либо равны прошлому году. В 253 домах начисления до 25% выше октября предыдущего года.
На мой взгляд, они требуют более внимательного отношения к себе, необходимо уже сейчас проанализировать, что там происходит, почему такое высокое потребление. Адреса этих домов мы передадим в управляющие компании.
– Если эти дома уже сейчас потребляют больше, чем в прошлом году, продолжится ли эта тенденция зимой?
– Да, конечно. Сейчас еще температуры не настолько низкие, чтобы потребление было высоким. Именно сейчас управляющей компании и нужно посмотреть, что происходит в каждом конкретном доме, чтобы жителям не платить лишнего.
– Довольно частый вопрос от жителей по поводу качества теплоснабжения. В частности, люди жалуются на температуру стояков в квартире. Если они недостаточно горячие, то возникает вопрос: за что мы платим?
– Некачественная услуга определена «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Постановление правительства РФ от 06.05.2011 № 354). Температура замеряется не по стоякам, а в самом помещении. Четко регламентируемого параметра для отопительных приборов нет, есть предельная температура, выше которой батареи не могут быть нагреты, – это + 95°С. Теплоноситель дополнительно подготавливается внутри самого многоквартирного дома, на инженерном оборудовании, которое принадлежит собственникам. Обслуживание производит управляющая компания.
Если жильцы считают, что в квартире недостаточно комфортно, то необходимо провести дорегулировку в доме. ТЭЦ выдают температуру на выходе от теплоисточника в зависимости от графика, который утверждается администрацией города. Работа внутри дома – это обязанность жилищной организации.
– А что по поводу радиаторов отопления? Если какие-то секции хорошо греют, а какие-то холодные. Можно ли это отнести к некачественной услуге, и что жителям делать в данном случае?
– Отопительный прибор (батарея) – это имущество собственника жилья. Многие в период промывки систем отопления закрывают краны на батареях. В результате сам отопительный прибор не промывается, и то, что накопилось – взвешенные частицы – оседает, батарея не прогревается полностью. Это одна причина. Может быть и недостаток внутри дома, в системе. А может, батарея завоздушена. В каждом конкретном случае необходимо разбираться отдельно. Собственнику жилья необходимо обратиться в управляющую компанию, которая определит, в чьей компетенции вопрос.
– Еще ситуация: в одной части дома прохладно, в другой – жарко. А плата начисляется всем одинаково. Выглядит несправедливо.
– Полностью согласен с тем, что это несправедливо. Зачастую этот вопрос решается установкой балансировочных клапанов на стояки и регулировкой, потому что к таким ситуациям, как правило, приводит неравномерное распределение тепла внутри дома. Балансировочный клапан – механическое устройство, которое предназначено для регулировки температуры, давления, потока теплоносителя. Может быть ручным или автоматическим. Это оборудование устанавливается жилищной организацией в подвале дома в летний период.
Недавно прочел в чате своего телеграм-канала, что жительница добавила секций на батарее, и стало жарко. С ее стороны это правильно, но с точки зрения других потребителей – нет, потому что с увеличением площади нагрева вы станете потреблять больше тепла, следовательно, кому-то его не хватит. Поэтому смена конструкции батареи, в том числе увеличение нагрузки, согласовывается с управляющей компанией.
Это же касается и балконов, на которых делают утепленные полы без согласования с жилищной организацией, в итоге это приводит к тому, что где-то люди мерзнут. Поэтому любое вмешательство в инженерную систему должно быть согласовано. Представим, что в доме установили балансировочный клапан и отрегулировали по температуре, но те, у кого батареи больше, тепла получат больше, а те, у кого меньше, тепла получат меньше. А платить будут одинаково.
– Тогда выходом может быть установка индивидуальных счетчиков отопления. В Красноярске есть такие дома? И как установить индивидуальный счетчик?
– Да, такое оборудование есть, и по нему рассчитываются. Установить его тоже можно. Необходимо, чтобы в доме был общедомовой прибор учета. Кроме того, обязательное условие – обеспеченность индивидуальными приборами учета в этом доме должна составлять 51%. Придется провести собрание жильцов, принять решение, определить источник финансирования – за год это можно реализовать, если не останавливаться и не опускать руки.
– Почему температура отопления не меняется, что при плюсовой, что при минусовой погоде?
– Температура теплоносителя зависит от температуры окружающей среды. Есть промежутки, в которых температура от теплоисточника неизменна. Например, от 0°С до -5°С она будет +74°С, а дальше будет расти. Так как сети имеют большую протяженность и инертны к изменению температуры, регулировка режимов происходит два раза в сутки. Но, если стены помещения хорошо держат тепло (тепловой контур проверяется при подготовке дома к зиме), то собственники изменений не замечают, у них всегда комфортно.
Прямые эфиры в телеграм-канале Константина Бородина проходят один раз в месяц, в процессе общения Константин Леонидович отвечает на вопросы по начислениям и учету тепловой энергии, а также рассказывает о нюансах процесса теплоснабжения в городской системе и внутри дома. Задать вопрос может любой желающий