Ученые СФУ провели анализ родства тундровых и лесных диких северных оленей. Как было установлено, внешние различия разных видов обусловлены местами проживания, а вот генетически эти животные очень схожи.
Исследование проводилось по проекту Восточно-Сибирской нефтегазовой компании (дочернее общество «Роснефти») «Северный олень», задача которого заключается в сохранении биологического разнообразия территорий, где работают промышленники. Как отметили в компании, оба оленя являются видами-индикаторами Севера. Кроме того, проект ВСНК имеет прикладное значение для Эвенкийского и Таймырского районов Красноярского края, жители которых занимаются традиционным промыслом.
В рамках исследования ученые сравнили гены оленей таймыро-эвенкийской популяции. Было отобрано 200 проб, и их анализ показал, что тундровый и лесной северный олень имеют высокую степень генетической близости.
Различия этих животных проявляются в основном только во внешних признаках: у них разная масса тела, форма рогов и окрас – эти особенности вызваны местами обитания. Однако на уровне генов различия незначительны. Были даже установлены особи со смешанными генами, что означает возможность разных видов давать общее потомство.
Исследования при помощь ошейников с GPS-передатчиками показывают, что на Таймыре становится все меньше тундровых оленей – ареал их обитания смещается в леса Эвенкии. Это происходит из-за потепления климата, и олени все чаще уходят из открытой тундры в тень деревьев.
Выводы, сделанные учеными, называют благоприятными для экосистемы северных территорий края: дикий северный олень способен к адаптации к новым условиям как на поведенческом, так и на молекулярном уровне – благодаря своему родству с лесным оленем.
Добавим, что в 2021-2022-м годах в рамках проекта «Северный олень» был проведен авиаучет популяции тундрового, а также частично лесного оленя – поголовье последнего не считали уже более 20 лет. Как было установлено, на территории Красноярского края насчитывается 325,5 тыс. особей тундрового и не менее 77 тыс. особей лесного оленя.