одной строкой

Эксперты ПОРА увидели будущее опорных моногородов в Арктике

По мнению северян, комфортный город должен быть компактным

Гаражная цивилизация и цифровые двойники: куда движется Арктика. Об этом рассуждали участники дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА), среди которых были ученые и представители органов власти и бизнеса. 

Будущее городов Арктики

Президент Владимир Путин дал поручение правительству страны и региональным властям определить список населенных пунктов, которые будут считаться опорными в Арктике. Для них подготовят мастер-планы развития до 2035 года и выделят финансирование для создания условий и наиболее активного привлечения инвестиций.

«Все началось еще с обсуждения стратегии развития Арктической зоны до 2035 года, где главной целью было повышение качества жизни населения. Качество жизни не может быть повышено, если у нас не будут развиваться основные населенные пункты. И мы видим движение по этому вопросу, – подчеркнул председатель правления ПОРА Николай Доронин. – Импульсом к такому обсуждению была поддержка со стороны президента, но все-таки в основе лежала деятельность рабочей группы Госсовета по развитию Арктики, которую возглавляет губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Арктике не хватает такого в хорошем смысле слова лоббизма на верхнем уровне для того, чтобы добиваться тех показателей, которые необходимы этому макрорегиону».

Как отметила доцент географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель директора Института регионального консалтинга Надежда Замятина, центрами развития в Арктике могут быть даже небольшие населенные пункты. По ее словам, поселок в тысячу человек может выполнять функции, которые при других условиях выполняет более крупный населенный пункт.

Одним из опорных городов Арктики практически неминуемо должен стать Норильск. Значительным потенциалом территории является совершенствование логистической системы региона с учетом международного аэропорта города и морского арктического порта федерального значения Дудинка. Уже реализуются Мастер-план, принятый в 2019 году, и Комплексный план соцэкономразвития до 2035 года. Документы стали основой Стратегии социально-экономического развития города до 2035 года как опорного города Арктики.

Эксперты заметили, что основная «боль» жителей Арктики — недостаток жилого фонда. По мнению северян, комфортный город должен быть компактным, чтобы можно было быстро добраться пешком до работы или развлечений.

Неудовлетворенность качеством городской среды – один из факторов оттока населения из Арктики. Значительная часть поселений – небольшие по численности, при этом они являются критически важным элементом экономики. Низкая плотность населения, высокие транспортные издержки и зависимость от северного завоза, роль сезонности, климатические сложности – ключевые вызовы, с которыми эти поселения вынуждены бороться, отметила Ирина Красноперова, секретарь Экспертного совета при Рабочей группе по обеспечению транспортно-логистического и социально-экономического развития АЗРФ при Госсовете.

Эксперт ПОРА Ольга Грицан, руководитель аналитического отдела АСР «Центр» считает, что в Заполярье в маленьких городах существует «гаражная цивилизация»: при недостатке общественных пространств центром досуга становятся обычные гаражи. Однако развитие цифровых технологий может изменить будущее таких городков и уменьшить отток населения. Необходимы модели пространственного развития арктического региона.

Модератор дискуссии Александр Воротников сказал, что, реализуя проекты по выполнению поручений президента, необходимо использовать формы взаимодействия государства и бизнеса — концессионные соглашения и энергосервисные контракты.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).