Священник Алексей Язев, настоятель храмов в Барабаново и Емельяново, высказался о нетрадиционности для Православной церкви крещенских купаний в проруби.
Праздник Крещения в начале прошлого века. В проруби не купались, а набирали из нее воду
Свой пост с размышлениями на эту тему священник опубликовал во «Вконтакте», отметив, что написать его побудили вопросы о том, станет ли он сам окунаться в прорубь и где это можно будет сделать.
«Крещенские купания (вернее то, что я вижу не один десяток лет у иордани) мне не нравятся.
И в ограде тех храмов, где я имею честь быть настоятелем, купели не ставились, не ставятся и не планируются к установки в будущем, – заявил Алексей Язев. – Знай – крещенские купания не традиционны для нашей Церкви, не являются Таинством, грехов не смывают и, более того, совсем недавно, чуть более ста лет назад, расценивались они (купания) как традиция в основном маргинальная».
В доказательство своих слов он привел отрывок из «Настольной книги для священно-церковно-служителей» Сергея Булгакова от 1892 года.
Там сказано: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов».
Также священник приложил снимок, датированный примерно 20-30 годами XX века. Он сделан в Архангельске в момент совершения чина великого освящения воды Святых Богоявлений. На нем видно, описывает Язев, верующих с бидончиками в руках, они стоят в теплой одежде. А иордань выполнена таким образом, что искупаться в ней невозможно – места нет.
«Краткое итого: хочешь купаться – купайся! – подвел итог священник. – Но если все твое православие заключено только лишь в этом, ежегодном погружении – мне тебя искренне жаль».
Но, подчеркнул он, если человек начнет праздник с литургии, примет причастие и осознает, что «единственная купель, которая смоет твои грехи –это слезы покаяния», то тогда «торжественный заныр, скорее всего, не повредит».