Дискуссионный клуб Экспертного центра «Полярный офис развития Арктики» объединил чиновников, ученых и представителей общественных организаций КМНС из разных регионов Арктики для обсуждения важных проблем коренных народов.
На протяжении сотен лет коренные народы России сохраняли свою численность в том числе благодаря внутренней политике страны, чего нельзя сказать о коренных народах Африки или Америки, напомнил советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Сергей Тимошков.
По его словам, госполитика в России по-прежнему должна быть направлена на воспроизводство культуры, языков и традиционного образа жизни кочевых семей, что позволит сохранить численность и национальную идентичность КМНС. Для этого надо ликвидировать цифровое неравенство, считает Тимошков. Сегодня жители тундры испытывают трудности при доступе к электронным госуслугам. Вместо этого необходимо проделывать долгий путь до административного центра. Это отталкивает часть людей от кочевого образа жизни.
Одним из стимулов для того, чтобы женское население оставалось в тундре, должно быть признание статуса чумработницы и выплата пособий женщинам с первого дня жизни в стойбище, уверена Елена Шумилова, сенатор от Коми и член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Необходимо установить для них фиксированную оплату труда не менее МРОТ и создать казенные предприятия на местах кочевья с такими должностями, как чумработница или педагог кочевого образования, согласна с ней народный депутат Госсобрания Якутии Феодосия Габышева.
Серей Сизоненко, депутат ЗС Красноярского края, оценивая инициативы спикеров, отметил: до сих пор среди коренных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни на стойбищах, нормой является наличие в семьях оленеводов 6-10 детей. А вот получить пособия и трудовой стаж в условиях арктической удаленности, отсутствия юридических норм, онлайн-сервисов для женщин, живущих в чумах, до сих пор крайне сложно.
«Чумработница – это женщина, которая помогает оленеводу вести хозяйство, поддерживать огонь в очаге, заготавливать дрова и воду из снега, воспитывать детей, помогать содержать стадо. При этом никакого материального вознаграждения за это она не получает: чумработница в нынешних реалиях по сути домохозяйка в условиях Крайнего Севера. Поддержка со стороны государства и признание ее статуса как работника поможет сохранить такой традиционны вид деятельности КМН, как оленеводство», – считает Сизоненко.
Эксперты сочли, что кочевые школы также являются необходимыми для сохранения образа жизни оленеводов и для того, чтобы женщины оставались в оленеводческих бригадах. федерального закона «О кочевой семье» уже назрело.
«Рассматривая жизнь кочевой семьи, надо обязательно учитывать земельные вопросы и развитие территории, на которой кочевая семья живет. И важным является взаимодействие с промышленными компаниями, которые на этой территории работают. Это не только в интересах жителей Арктики, но и важно для самих компаний. Их взаимодействие повышает ESG-рейтинг компаний, что увеличивает их экспортные возможности, делает привлекательными их продукты для покупателей, в том числе и в Азии», – говорит координатор ЭЦ, модератор дискуссии Александр Воротников.