Далеко не в каждой организации Красноярского края есть такое подразделение, как Служба безопасности. Зато, к сожалению, всегда существуют риски принять на работу сотрудника, который может нанести компании урон – «слить» информацию, подделать документы, создать конфликт интересов и, что случается нередко, просто что-нибудь украсть. Как обезопасить свою компанию? Эксперты предлагают несколько универсальных советов.
Проверять сотрудников на конкретных должностях
Конечно, в идеале хорошо бы проверить каждого из кандидатов в сотрудники фирмы.
«Кажется, зачем проверять уборщицу, если у нее нет никакого доступа к важной информации? Но у нее может быть ключ от кабинета директора. Значит, проверять соискателей на такие вакансии необходимо едва ли не так же внимательно, как и коммерческих директоров», – говорит Дмитрий Окунев, руководитель продукта ID Scan МТС – сервиса быстрой проверки соискателей и контрагентов, который был недавно запущен в компании.
Но если возможности тотальной проверки нет, стоит включить в число проверяемых претендентов на такие должности, которые подразумевают доступ к коммерческой информации, бухгалтерским документам, кассам, складам и лицензированному ПО, а также к перевозке ценных грузов.
Отдельно стоит сказать о проверке кандидатов в руководители и менеджеры отделов продаж. Немало случаев, когда они регистрируют на себя ИП или ООО и начинают работать не на компанию, а на себя. Нужно заранее отсечь подобных «хитрых» подчиненных.
«Пробивать» кандидатов по открытым базам данных
В интернете существует несколько открытых баз данных, которые созданы различными ведомствами.
Благодаря им можно узнать о том, не является ли ваш будущий сотрудник должником или фигурантом судебных дел, все ли у него в порядке с образованием или регистрацией.
К примеру, стоит воспользоваться сервисами Главного управления по вопросам миграции МВД (проверяется действительность паспортов, приглашения на въезд и так далее) при приеме на работу иностранца, базой ФНС – для проверки ИНН будущего сотрудника и информации о его налоговых долгах, базой Рособрнадзора – чтобы убедиться в действительности документа об образовании. У МВД можно узнать, не находится ли человек в розыске, а в ГИБДД – о достоверности его водительских прав.
О невыплаченных задолженностях расскажет база исполнительных производств судебных приставов, а о текущих судебных делах с участием кандидата – база судов и картотека арбитражных дел. В ЕГРЮЛ и ЕГРИП стоит посмотреть, с какими юридическими лицами связан претендент на должность и нет ли у него ограничений на управление бизнесом.
Использовать специальные IT-сервисы для проверки
Чтобы сэкономить время, можно прибегнуть к специально разработанным для проверки соискателей или контрагентов электронным сервисам.
Они сами соберут данные из любых – и не только открытых – источников и сформируют отчет. Руководителю достаточно указать ФИО и данные паспорта человека.
«Информация собирается из множества открытых и полузакрытых источников данных, в том числе из государственных информационных систем и сервисов с платным доступом. Отчет готовится буквально за 10 минут и при этом, что очень важно, не хранит историю запросов», – рассказывает Дмитрий Окунев о сервисе ID Scan МТС.
Помимо представленных выше систем IT-сервисы по проверке будущих сотрудников или партнеров могут работать с Единой системой идентификации и аутентификации и с Бюро кредитных историй.
Такими программными продуктами удобно пользоваться не только при найме сотрудников, но и при проверке действующего персонала. «Прогон» с помощью IT-сервиса заменяет работу безопасников для малых предприятий и значительно экономит время службам безопасности крупных компаний.
Имея на руках электронные отчеты, эйчары и руководители могут принимать решение о продолжении работы того или иного сотрудника.
Внимательно выбирать электронные сервисы
Примечательно, что первые сервисы по проверке сотрудников появились еще в 1997 году – например, система E-Verify в США. Целью ее создания было не допустить на работу тех, кто не имел для этого разрешения. Сегодня подобных программных продуктов в мире сотни, в России – около 20.
При выборе «электронного безопасника» стоит обращать внимание на известность и компетенции компании-разработчика, удобство использования продукта и умение компании работать с персональными данными.
Перспективы у IT-помощников широкие. По мнению Дмитрия Окунева, такие сервисы на горизонте 5 лет научатся не просто собирать информацию о человеке, но и прогнозировать его действия.
«А через 20 лет, думаю, мы будем жить в эпоху искусственного интеллекта, и предсказывание поведения людей на основе больших данных станет чем-то обыденным. По сути, именно этим и занимается сегодня сотрудник, принимающий решение взять на работу соискателя, – он пытается представить, как будет вести себя новый работник, на основе информации о его прошлом», – рассуждает специалист.
Будущее не за горами, ну а пока бизнесу стоит протестировать сервис ID Scan МТС и подобные ему продукты, чтобы быть уверенным в своем персонале – в условиях неопределенности на рынке это особенно важно.