Один росчерк чиновничьего пера спровоцировал в Красноярском крае острый мясной кризис. 25 ноября заместитель руководителя Службы по ветеринарному надзору Красноярского края В.В. Винтуляк подписал письмо за номером с-97-1556. В нем руководителям краевых госучреждений ветеринарии жестко напоминалось, что забой скота для последующей реализации мяса следует осуществлять «только на убойных пунктах малой и средней мощности».
Фактически эта фраза могла поставить крест на подворовом забое не только для фермеров, но и для крестьян, которые держат хрюшек и буренок в личных подсобных хозяйствах. Без ветеринарных документов продавать мясо на рынках нельзя. И всё это случилось в тот момент, когда наступила зима. Именно в этот период многие крестьяне планируют выручить от продажи мяса какие-то деньги к новогодним праздникам.
Естественно, что сельчане молчать не стали. Их возмущению не было предела. В социальных сетях они обратились к чиновникам с резонным вопросом: как им в этой ситуации жить?
Очевидно, что далеко не все в состоянии везти скотину на убойные пункты.Во‑первых, их в нашем регионе не так уж и много. По данным Министерства сельского хозяйства и торговли на весь огромный край у нас всего 35 боен: 4 мясокомбината и 31 – малые и средние убойные пункты. Во-вторых, соблюдение всех ветеринарных правил
однозначно привело бы к росту цен на мясо.
И это ударило бы уже не только по крестьянам, которым было бы сложно сбыть продукцию, но и по кошельку многих горожан.
Чиновники оправдывались: дескать, эти правила действуют уже много лет. Ещё десять лет назад в правилах, на которые ссылался Винтуляк в своем письме, прописали, что домашний забой разрешен лишь для личных нужд. Эта норма с некоторыми уточнениями вошла в приказ Минсельхоза РФ № 72 от 12.03.2014 и в технический регламент Таможенного союза, который был принят еще 10 лет назад.
Основанием для ужесточения позиции Службы по ветеринарному надзору края стали события с криминальным душком в одном из сибирских регионов. Там бизнесмены скупали мясо у мелких фермеров, а потом выдавали его за продукт собственного производства. По этому поводу было возбуждено уголовное дело, а контролирующим структурам начальство предписало в качестве профилактики напомнить о существующих правилах забоя и сбыта скота. То, что это приведет фактически к социальному взрыву, никто не подумал.
Естественно, краевая власть должна была отреагировать на искусственно возникший кризис. Первыми крестьян услышали депутаты-аграрии. Председатель комитета Законодательного собрания по делам села и агропромышленного комплекса Владислав Зырянов оперативно обратился к руководству регионального Минсельхоза с требованием защитить крестьян.
Нужно отдать должное краевым чиновникам – они заняли четкую позицию. Дело в том, что помимо различных документов, на которые ссылаются представители ветеринарного надзора, есть ещё и федеральный закон «О личных подсобных хозяйствах», в котором все эти вопросы давно уже урегулированы. И он не допускает произвольных толкований – люди могут вести подворовой забой.
«Всё остается как прежде. Человек, ведущий личное подсобное хозяйство, зовет к себе ветеринара, тот проводит осмотр, животное забивают дома, потом отправляют мясо на экспертизу. Если продукция не представляет угрозу для людей, его выпускают на дальнейшую реализацию со всеми ветеринарно-сопроводительными документами, – заявил на специально собранной пресс-конференции первый заместитель министра сельского хозяйства и торговли края Александр Походин. – Требования технических регламентов не распространяются на ту продукцию, которая произведена непромышленным способом. Для граждан, забивающих скотину в подсобных хозяйствах, действует федеральный закон «О личных подсобных хозяйствах», согласно которому они имеют право продать излишки мяса на рынке. При этом такая продажа не облагается никакими налогами».
Александр Походин пояснил, что те же правила действуют и для потребительских кооперативов и крестьянских фермерских хозяйств, которые торгуют мясом не в промышленных объемах. Специалисты Минсельхоза готовы ответить на все вопросы на эту тему по телефону (83912) 49-31-33. Отметим, что Служба по ветеринарному надзору 2 декабря также направила в свои подразделения по краю соответствующие разъяснения, которые фактически дезавуируют злополучное письмо краевого ветнадзора N с-97-1556.
«Очевидно, что подворовой забой скота – это не только вопрос ветеринарных требований. Для многих сельчан, живущих, мягко говоря, не слишком богато, – это один из главных источников дохода. Если ставить такие барьеры, то люди просто перестанут держать домашнюю скотину. Это неизбежно приведет к существенному росту цен, который и так зашкаливает в последнее время, - подчеркивает Владислав Зырянов. - Именно поэтому я и мои коллеги по аграрному комитету жестко выступаем за то, чтобы не перегибать палку с применением ветеринарных правил и регламентов в личных приусадебных хозяйствах. Сотрудники Службы по ветеринарному надзору должны извлечь уроки из этой истории и очень аккуратно действовать в будущем. И, безусловно, в Красноярском крае надо также строить новые убойные пункты и развивать систему передвижных мобильных боен. Надеюсь, Минсельхоз начнет системно решать эти проблемы».
Алексей Додатко, председатель Законодательного Собрания края, отметил:
«Депутаты оперативно отреагировали на возникшую ситуацию вокруг крестьян, которые держат свиней и коров в личных подсобных хозяйствах. Незамедлительно, как только в аграрный комитет стали поступать обращения с территорий, краевые парламентарии связались с министерством сельского хозяйства края. Надо понимать, что забой скота во дворах для сельских жителей – это один из главных источников дохода. Благодаря позиции депутатского корпуса удалось защитить сельчан, которым чуть не запретили продавать излишки мяса. Уверен, что каждый шаг властей, который затрагивает интересы граждан, должен быть выверен, а руководителям ведомств необходимо проявлять ответственность».