Аналитики МТС изучили, как изменились предпочтения красноярцев при совершении онлайн-покупок в октябре 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в связи с ограничительными мерами из-за распространения коронавирусной инфекции.
Анализ собственных данных показал: безусловным лидером по приросту количества платежей стали магазины одежды, где количество онлайн-покупок увеличилось в 8,3 раза. Примерно втрое выросли онлайн-транзакции на оплату страховых услуг, программного обеспечения и благотворительности. При этом практически во всех перечисленных категориях снизился средний чек покупки.
2020 год внес значительные изменения в потребительские привычки красноярцев и работу бизнеса. С весны этого года многие крупные компании и малые предприятия переориентировали свои каналы продаж: заметно выросли онлайн-транзакции в категориях, где раньше господствовали офлайн-продажи. А введение новых ограничительных мер в начале октября снова побудило потребителей вернуться к покупкам в интернете после летних послаблений.
Наибольший рост онлайн-продаж показали магазины одежды и аксессуаров.
В октябре 2020 года по сравнению с тем же периодом прошлого года количество транзакций увеличилось в 8,3 раза, средний чек при этом уменьшился в 2,1 раза до 2087 рублей. Первый резкий рост онлайн-продаж одежды наблюдался в марте-апреле 2020 года во время самоизоляции, введенной в России из-за пандемии коронавируса.[1] Тогда потребители были вынуждены перейти к онлайн-покупкам одежды поскольку все офлайн магазины были закрыты. Осенний рост можно объяснить тем, что люди оценили удобство шопинга, не выходя из дома, тем более, что часть интернет-магазинов предоставляет возможность бесплатной примерки и возврата не подошедшей вещи. Также многие крупные сетевые магазины стали предлагать дополнительные скидки при онлайн-покупках.
На втором месте по увеличению количества продаж в онлайне – страховые услуги.
Прирост в этой категории в октябре составил 3,7 раза год к году, средний чек снизился на 26%. Затем идет покупка программного обеспечения – рост в 3,4 раза, снижение среднего чека здесь на 14%.
Топ 10 категорий по росту онлайн-продаж в Красноярском крае
октябрь 2020 к октябрю 2019 по данным МТС Банка
|
Категория
|
Увеличение количества транзакций
|
Изменение среднего чека
|
Увеличение объемов продаж
|
Одежда, аксессуары
|
в 8,3 раза
|
- 2,1 раза
|
в 3,5 раза
|
Страхование
|
в 3,7 раза
|
- 26%
|
в 2,9 раза
|
Программное обеспечение
|
в 3,4 раза
|
- 14%
|
в 2,3 раза
|
Благотворительность
|
в 2,9 раза
|
+45%
|
в 4,2 раза
|
Рестораны, фастфуд
|
в 2 раза
|
+ 16%
|
в 2,4 раза
|
Товары для дома
|
78%
|
+75%
|
в 2,6 раза
|
Спорттовары
|
44%
|
+4%
|
+49%
|
Косметика
|
34%
|
- 19%
|
+18%
|
Супермаркеты
|
27%
|
+ 97%
|
в 2,6 раза
|
Коммунальные услуги
|
21%
|
- 16%
|
+5%
|
Снижение среднего чека в половине категорий на фоне значительного роста продаж говорит о том, что онлайн-покупки россияне стали совершать чаще, но при этом подходить к выбору товаров более экономно. Самое значительное увеличение среднего чека наблюдается при покупках в супермаркетах (+97%) и товаров для дома (+75%).
Примечательно, что в категориях, которые были изначально ориентированы на онлайн, изменения произошли незначительные. Так, например, в телекоммуникационных услугах количество транзакций увеличилось всего на 6%, а продажи приложений и игр для смартфонов, игровых консолей и компьютеров, наоборот, снизились на 7,8%.
Учитывая потребности клиентов, МТС Банк в конце октября изменил категорий с повышенным кэшбэком для держателей дебетовых и кредитных карт линейки MTS CASHBACK. Теперь кэшбэк в размере 5% по универсальной и виртуальной картам MTS CASHBACK и 3% по виртуальной предоплаченной карте MTS CASHBACK Lite будет начисляться на категории: магазины одежды; магазины детских товаров; доставка еды из ресторанов и кафе; фастфуд, рестораны и бары.
Методология исследования
Исследование основано на анализе обезличенных данных по банковским картам клиентов МТС Банка в Красноярском крае. Учитывались платежные операции в октябре 2019-2020 годов по соответствующим МСС-кодам.