одной строкой

ЕМО* Северо-Енисейский район: как все начиналось

В 2019 году комитет по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению разработал и представил на обсуждение Законодательного Собрания пакет законопроектов, которые могут существенно изменить административно-территориальной деление края. Речь идет о появлении муниципальных округов (МО**).

Северо Енисейский район

Сегодня их уже три: Пировский, Шарыповский и Тюхтетский. И каждый раз, когда представители этих районов защищали в парламенте свои законопроекты о создании МО, наравне с финансовыми и экономическими обоснованиями они приводили довод: мы хотим построить свою жизнь, как в Северо-Енисейском районе.

Когда комитет решил посмотреть – а что дает новая форма муниципальных образований, какие трудности и подводные камни ждут первопроходцев и во что этот шаг в итоге выльется для территорий – вариантов не было. И депутаты, и главы районов, и председатели местных советов из состава секции по вопросам местного самоуправления Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края отправились на 600 километров от столицы региона на северо-восток, в горную тайгу, где расположен Северо-Енисейский район.

Собственно, Северо-Енисейский район юридически не является муниципальным округом, продекларированным в мае 2019 года Федеральным законом № 87 и принятым вслед за ним целым пакетом краевых законодательных актов. Так получилось, что еще в 1996 году североенисейцы провели у себя референдум и отказались от звена сельских советов в пользу единого центра управления из района. Статус единого муниципального образования (ЕМО) был подкреплен в 2005 году Конституционным законом Российской Федерации о создании нового субъекта в составе Красноярского края, Эвенкии и Таймыра. В этом законе Северо-Енисейскому району  была посвящена отдельная статья, и это уникальный случай в законодательной практике. Впрочем, в отношении района слова «уникальный» и «единственный» за время поездки прозвучат еще не раз. 

Ишмурат Гайнутдинов, глава Северо-Енисейского района, вспоминает:
«В середине 90-х годов большинство предприятий района находились на грани банкротства. Зарплаты и пенсии не выплачивались по полгода, безработица в поселках превышала пятьдесят процентов. Жилищный фонд ветшал, транспорт не ходил, вода и тепло по сгнившим трубам «подавались» в землю, люди мерзли, пришлось сокращать уроки в школах. Стоял вопрос о расформировании района. Нас  хотели присоединить к Мотыгинскому или Енисейскому району. И вот в тот момент подобралась небольшая инициативная группа, которая разработала план восстановления, родилась идея единого муниципального образования и референдума. Народ нас поддержал. В 2001 году пришлось проводить еще один референдум, и снова люди выбрали ЕМО, а потом и Конституционный закон закрепил свершившийся факт на самом высоком законодательном  уровне».

Как все это управляется

Северо-Енисейский район относится к Крайнему Северу. Атмосферное давление и количество кислорода здесь пониженное, погода в течение дня может поменяться несколько раз – от шквального ливня до солнечного безветрия, от безудержного снегопада до трескучего 50-градусного мороза.  Хотя в этом году снега выпало меньше обычного, и холодов не так много. Сопровождавшая гостей председатель районного Совета депутатов Татьяна Калинина назвала район «Землей Санникова»: в тайге растет северная морошка, а на своих участках жители ухитряются выращивать клубнику и помидоры. Для тех, кто рискует заниматься приусадебным хозяйством, район принял муниципальную программу поддержки: в прошлом году 35 человек получили субсидий по возмещению затрат на 900 тыс.рублей. Разного рода программ в районе много и мы еще расскажем о них.

Население составляет 10,4 тысячи человек, которые проживают в десяти поселениях, разбросанных на территории 47,3 тыс.квадратных километров. Еще несколько тысяч человек – вахтовики.

В структуру органов местного самоуправления ЕМО входят районный Совет депутатов, глава района, администрация района и контрольно-счетная комиссия. Районный Совет состоит из 21 депутата, которые избираются на пять лет и только председатель Совета работает на освобожденной платной основе. Глава района также избирается на пять лет. Глава руководит работой администрации, которая, в свою очередь, подотчетна райсовету.  В шести населенных пунктах есть собственные главы, которые фактически являются заместителями главы района. Они следят за ситуацией на подведомственной территории, обеспечивают жизнедеятельность поселений, участвуют в формировании консолидированного бюджета и планов экономического развития.  Помимо шести глав в поселениях работают по одному – два специалиста. Собственных администраций, а также  сельских и поселковых Советов депутатов одноуровневая модель ЕМО не предполагает.

Рабочая неделя начинается с утренней планерки. Заместители докладывают главе о положении дел в Тее, на Брянке, в Новой Калами, Вельмо и других поселениях района. Руководители муниципальных предприятий, подразделений администрации отчитываются по отраслям. Вместе составляют план на неделю. Отраслевые планерки проходят ежедневно, но еще до начала рабочего дня глава объезжает и обходит весь ПГТ, проверяет чистоту улиц, работу котельных, разговаривает с людьми. Каждый день, в любую погоду.

Депутаты на выездном совещании

Депутаты и члены секции лично убедились, как Гайнутдинов  владеет информацией: он знает о запасах топлива в котельных, об ассортименте и наличии продуктов в каждом поселке, сколько и каких коммунальных и дорожных машин вышло в смену  и даже о том, сколько вчера вечером человек занималось в бассейне и на крытой ледовой площадке. При этом, с кем бы не встречались и не разговаривали члены комитета и секции во время поездки – все утверждали, что жители района – одна большая семья, которая живет общими проблемами и делами. Участие в жизни района и высочайшая ответственность –  стиль жизни, который бросается в глаза. Глава, учитель, воспитатель в детском садике, мастер котельной, работник гостиницы, тренер, библиотекарь – составляют какую-то особую североенисейскую общность. И еще, что отличает жителей района – искреннее уважение к своей местной власти. Наверное, это ответ на такое же уважение власти к людям.

 Илья Зайцев, депутат Законодательного Собрания, отметил:
«В крае сейчас несколько территорий находятся в процессе создания муниципальных округов, есть и те, кто об этом пока только думает. Мы помним, что главным условием для преобразования в одноуровневую модель управления является волеизъявление жителей всех поселений внутри районов, об этом прямо говорит федеральный закон и краевое законодательство. Очень важно было посмотреть опыт Северо-Енисейского района, который в этом ключе работает уже больше двадцати лет. 

Надо учитывать, что район – один из немногих в крае, который не требует финансовых вливаний, где хорошая наполняемость бюджета, существуют собственные инициативные меры поддержки. В то же время мы убедились, что не возникает каких-то существенных проблем, когда поселения отказываются от собственных управленческих структур и сельских советов. Важно обеспечить представительство интересов поселений на уровне района или муниципального округа».

* ЕМО – Единое муниципальное образование, более 25 лет существующее в границах Северо-Енисейского района. Создано в 1996 году отдельными краевыми законами и закреплено Федеральным Конституционным законом № 6 от 2005. Действует только в отношении Северо-Енисейского района.
** МО – Муниципальный округ, новый тип муниципальных образований, закреплен Федеральным  законом № 87 в мае 2019 года. Действует в отношении всей территории Российской Федерации.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»