Красноярские мотогонщики решили вывести свое увлечение на новый профессиональный уровень и создают команду «Альтаир», чтобы побеждать на всероссийских и международных соревнованиях. В команду вошла элита местных шоссейно-кольцевых мотогонок. О будущем «Альтаира» ДЕЛА.ru поговорили с тест-пилотом и менеджером команды Владимиром Шулаевым.
Владимир Шулаев, тест-пилот и менеджер команды «Альтаир» по шоссейно-кольцевым мотогонкам
— Владимир, команда участвует в шоссейно-кольцевых гонках. Объясните, пожалуйста, человеку неискушенному, что это за вид спорта?
— Шоссейно-кольцевые гонки приравнивают к королевскому виду спорта — «Формуле-1». Это очень высокотехнологичные и высокоскоростные состязания, на быстрых трассах пилоты разгоняются до скоростей свыше 300 км/ч. В Кемерово, например, в сентябре начнет действовать трасса, где допустимая скорость входа в поворот достигает 270 км/ч. Если говорить про европейские и мировые трассы, то там скорость входа в поворот еще выше.
К сожалению, такие гонки — травмоопасный вид спорта. Но в этом сам спорт: люди тянутся туда, потому что перешагивают своего рода рубеж.
В России трасс, на которых допускается проведение европейских и мировых соревнований, всего 4 — в Нижнем Новгороде, Казани, Москве и Санкт-Петербурге. Трасса мирового уровня одна — это Moscow Raceway. Но это все европейская часть России, достаточно далекая для пилотов Сибири и Дальнего Востока, у которых и возможностей развиваться гораздо меньше. Ведь что такое съездить на тренировку в Казань? Это значит привезти с собой мотоцикл и людей — что достаточно накладно.
— В чем же стимул? Есть ведь много других видов спортивных занятий…
— Я бы назвал это фетишем скорости. Душа поет, когда ты видишь на спидометре цифру 300. Ощущение полета на высокой скорости — это фетиш.
Хотя, конечно, опасность рядом. Авто- и мотоспорт по техническим, финансовым моментам одинаковы, а отличаются одним-единственным параметром — при любых касаниях на трассе в машине человек защищен ремнями безопасности и железной коробкой. Вылеты с трассы чреваты повреждениями автомобиля, но пилоты автоспорта пристегнуты и максимально возможно защищены. Для гонщиков же мотоспорта любое падение — это травма.
— То есть привлекает ощущение риска?
— Да, ощущение риска. И связанные с ним особые эмоции. Приходишь вечером, ставишь мотоцикл, обнимаешь его, разговариваешь с ним и говоришь: «Спасибо, что ты меня сегодня не подвел»… Так делают практически все, просто кто-то об этом рассказывает, а кто-то нет. Те, кто своим мотоциклам, которые их вытащили из каких-то ситуаций, не говорят «спасибо», к сожалению, чаще всего разбиваются потом.
Владимир Шулаев: мотоцикл — это всегда скорость и риск
— С чего началось ваше увлечение этим спортом?
— Начинается всегда с одного и того же – люди начинают ездить в городе. Постепенно они «вкатываются», привыкают к технике — и рискуют на дороге. Мы не раз слышали жалобы автомобилистов, что мотоциклисты пролетают мимо на сумасшедшей скорости.
Но мотоцикл априори не может ехать медленно: некоторые спортбайки на первой передаче разгоняются до 140 км/ч, а передач у них 6. Человек, покатавшись на такой машине пару дней, скорости в 100 км/ч просто не чувствует, не замечает ее.
Поэтому, к сожалению, превышение скоростного режима происходит постоянно. Вопрос в том, куда направляет гонщика его желание скорости.
— А вы нарушали?
— Про себя могу сказать — я стритфайтер, городской хулиган, и раньше нарушал правила — но тогда не было возможности ездить вне города. Потом появилось «Красное кольцо», и как только я ушел туда, за мной потянулись люди, которые до этого бились на улицах.
За мной пошли человек шесть молодежи. Они перестали заниматься в городе тем, что делали раньше, и если благодаря этому кто-то из них сохранит жизнь и здоровье, я думаю, что уже не зря оказался на «Красном кольце». В городе им после трассы неинтересно. Потому что после гонок на улицах ты просто радуешься, что тебя не сбили и ты доехал. На «Красном кольце» же испытываешь радость, что своими усилиями смог отыграть на круге еще секунду — и это куда более приятное ощущение.
— Как вы пришли к созданию команды?
— Все началось с открытого чемпионата Красноярска Stoсk Open по кольцевым мотогонкам. На первый этап я приехал как зритель, но ко мне подошли организаторы и предложили поучаствовать. В итоге на первом этапе я пришел шестым, а на втором и третьем был третьим.
Во время подготовки ко второму этапу я стал встречаться с теми людьми, кто постоянно ездит на «Красном кольце» и показывает там лучшее время, — дабы понять, как им удается добиваться таких результатов. Тогда и прозвучала идея создать команду, которая будет заниматься мотогонками не на любительском, а на профессиональном уровне. Подобрался круг людей, готовых полностью отдаться этому спорту. Окончательное решение о создании команды принято в середине июля.
— Кто вошел в команду?
— Классический состав команды — это 2 топ-пилота, 1 тест-пилот и 3–4 механика. На сегодня в нашу команду входит 4 человека — это Максим Качаев, Евгений Сушко, Владимир Костов и я в роли менеджера и тест-пилота.
— Расскажите о достижениях людей, которые вошли в команду.
— Все мы призеры открытого чемпионата Красноярска. Отдельно хотелось бы рассказать о Сушко, который всегда был первым на любых гонках в нашем городе. В мае он вместе с Костовым, погрузив свой мотоцикл в кузов пикапа, поехал на первый этап чемпионата России по шоссейно-кольцевым мотогонкам в Казани. В этих соревнованиях участвовало 26 команд, в том числе пилоты из Италии. На двух человек на пикапе с мотоциклом в кузове там посмотрели с недоумением, потому что у людей там стоят фуры с запчастями, и на каждого гонщика — по 5–8 механиков.
Ребята сняли мотоцикл, тренировочный день прокатались, а на следующий день на гонке Сушко пришел седьмым. Представьте удивление соперников! После гонки к ним подходили и спрашивали — как это возможно?
Человек на одной воле к победе приехал седьмым. А если мы дадим ему технику, дадим возможность расти дальше, тренироваться, ездить на разных трассах, то я уверен, что он может и будет готов финишировать в числе призеров.
— Ваша команда называется «Альтаир». Объясните, почему выбрали такое название.
— Причин две. Это самая яркая звезда в созвездии Орла, и в переводе с древнеарабского языка это слово значит «летящий орел». Летящий орел — олицетворение силы и мощи. Есть же такой принцип: как назовешь команду, так она и поплывет.
Красноярская команда будет участвовать в международных соревнованиях
— Какие ближайшие испытания ждут команду?
— Ближайшее испытание — пятый этап чемпионата России. Второй, третий и четвертый этапы мы пропустили, потому что тогда и цели ехать не было, мы даже не смотрели в ту сторону. А Евгений не поехал из-за отсутствия денег, потому что каждая такая поездка — это 150–200 тыс. руб., для частного лица серьезное вложение. Хотя там и призы доходят до 0,5–1 млн руб., но для этого нужно «вкатиться» в тройку.
— Вы команду «Альтаир» собираетесь и дальше ассоциировать с Красноярском? Не перекупят ли пилотов в другие города?
— Нет, не перекупят. После поездки на чемпионат России на Moscow Raceway 23–24 августа, когда будет доформировываться штат, прорабатываться бюджет, бухгалтерия, когда мы определимся со спонсорами, с пилотами будут подписаны такие контракты, которые при всем желании не позволят им переходить в другие команды.
Да и пилоты не будут этого делать. Я очень долгое время провел за границей, жил в Москве, но Красноярск для меня — моя малая родина. Смотрю на этот город и понимаю, что его можно сделать намного лучше.
Я считаю, что Красноярск достоин большего, вижу, какие здесь люди, у нас есть здесь потенциальные пилоты. И знаю точно — дайте им возможность заниматься этим видом спорта и развиваться, и они будут прогрессировать.
Дмитрий БОЛОТОВ
Александр ДЕГТЯРЕВ
ДЕЛА.ru