В декабре прошлого года компания «Сибирьтелеком» приобрела провайдера «Краслан». Это событие стало, вне всякого сомнения, знаковым для красноярского рынка ШПД. Почему крупный игрок решил действовать именно таким способом, и какая перспектива вырисовывается для местных провайдеров в будущем, ДЕЛА.ru спросили у заместителя генерального директора — директора красноярского филиала ОАО «Сибирьтелеком» Сергея Иванова.
Сергей Иванов, директор красноярского филиала, заместитель генерального директора ОАО «Сибирьтелеком»
— Покупка вашей компанией «Краслана» стала, я считаю, одним из самых заметных событий на рынке ШПД в прошедшем году. Думаю, что в этом случае уместен банальный вопрос, зачем вы его купили?
— Покупка компании «Краслан» — это элемент даже не стратегии, а скорее тактический ход. Одна из бизнес-задач, которую нужно было решить. Не секрет, что до недавнего времени позиционирование на рынке ШПД в Красноярске у нас было слабое. По разным причинам. Мы не могли себе позволить строить сети «на живую нитку», допускать какие-то нарушения. Что простительно, скажем, любому, даже крупному, альтернативному оператору, нам непростительно. Все законы должны безукоснительно соблюдаться.
Сейчас перед нами стоит задача наращивания доли рынка по предоставлению услуги доступа в интернет. В Красноярске до недавнего времени наша доля рынка по ШПД составляла не более 10%. Анализ ситуации показал, что в городе достаточно много крупных игроков с большей абонентской базой, чем у нас. Позиции компаний «Краслан» и «Сибирьтелеком» по ШПД были примерно одинаковы, но у нас не было кабельного телевидения.
Конечно, можно говорить, что кабельное ТВ — это атавизм, поскольку мы работаем уже с иными технологиями доступа к телевизионному контенту, однако наличие нескольких телевизоров в семье — сегодня норма, и обеспечить работу этих телевизионных приемников с минимальными затратами для бюджета семьи пока оптимальнее с помощью кабельного доступа. Мы в этом отношении до декабря прошлого года уступали коллегам по цеху.
— То есть для вас важно было купить оператора ШПД с кабельным телевидением?
— Не буду скрывать, параллельно мы строили и свою сеть. Когда формировали бюджетное задание на 2010 г., то понимали, что раз мы включились в эту игру, а наличие кабельного ТВ влияет на выбор оператора, то нам это тоже необходимо.
Доступ в интернет — это хорошо, но у нас теперь есть телевидение, подчеркиваю, платное телевидение в разных вариантах: можем предложить кабельное, можем предложить интерактивное на базе технологии IP-TV. Есть возможность формировать универсальное предложение.
Сети «Краслана» мультисервисные, достойный внутренний контент, подход интересный и еще нам было важно, чтобы строительство сетей нового поколения, которое мы ведем, не пересекалось с готовыми сетями, предполагаемыми к приобретению. Ну и, безусловно, цена. Переговоры длились девять месяцев.
— Хорошо, «Краслан» вы приобрели. Хочется понять, это только первая ласточка? Что будет с местными операторами в ближайшей перспективе?
— Идет по сути дела, если не глобализация, то явное укрупнение. Это один из трендов и никуда от него не денешься. Все крупные игроки движутся по пути создания универсального оператора.
Тем, кто работает только на местном рынке предоставления доступа в интернет, практически на уровне посредника, сложно сформировать универсальное предложение по приемлемым ценам, им рано или поздно придется уступить место на рынке другим операторам.
— Для местных, как вы говорите, альтернативных операторов, наступила пора подумать о продаже бизнеса?
— Продаться и год назад хотели многие, но ведь покупок не состоялось. Мы сначала отработали эту схему на периферии — купили маленького оператора в Канске, потом купили оператора покрупнее в Шарыпово и, чему-то уже научившись, приобрели в Красноярске «Краслан».
Мы поздно стали играть на рынке ШПД и, с одной стороны, это плохо. С другой стороны, рынок разогрет, и теперь продвинутому абоненту понятны наши сильные стороны. Любой местный провайдер сейчас — это посредник. А посредник рано или поздно уходит со сцены. Останутся те операторы, у кого ценовое предложение будет оптимальным, а качество заявленной услуги будет соответствовать предоставляемой.
— Судя по вашим объяснениям, вы дадите рынку то, что он попросит?
— Абсолютно точно. Мы сегодня строим сети на базе самых передовых технологий. Развиваем сети на базе технологии PON, у которых потенциал много больший, чем может сегодня быть востребован. Закладывается основа на много лет вперед.
— А на периферийном рынке в крае вам кто-то сможет сопротивляться, как вы считаете?
— Провайдеры есть везде, и не по одной компании. В Ачинске их 5, в Дивногорске меньше. Сосновоборск, Зеленогорск, везде свои особенности. Мы это понимаем и в каждом конкретном случае ищем свой подход. Вот пример, полгода мы работаем в Сосновоборске. Приняли решение строить там сеть на базе технологии PON. К сожалению, не самое дешевое решение с точки зрения вложения инвестиций, но два месяца ее эксплуатации дали нам динамику рыночной доли с 1% до 20%.
— Вы оттянули клиентов от действующих компаний или привлекли абсолютно новых?
— В данном случае абонентами компании «Сибирьтелеком» стали как новые пользователи, так и абоненты других провайдеров.
— Как вы считаете, операторы, работающие на нашем рынке, честны в своих заявлениях о клиентской базе, когда рекламируют свои продукты или рассказывают прессе об очередных успехах?
— Знаете, всем в той или иной мере хочется быть популярными и востребованными. Бизнес — это конкуренция, в том числе и амбиций.
Сегодня по рынку у альтернативных операторов почти 336 тыс. абонентов, у нас 118 тыс. Я к чему называю эти цифры. 118 тыс. — это количество абонентов, которое, согласно нашей учетной политике, активно.
Однако детальный анализ абонентских баз некоторых операторов показывает, мягко говоря, несоответствие деклараций факту, которое может доходить до 30%. Мы будем обязательно собираться с операторами и договариваться о том, чтобы статистика была прозрачной. Вводить никого в заблуждение не стоит. Когда приходит компания на рынок и через месяц-два сообщает, что набрала несколько десятков тысяч абонентов, верится с трудом, и не только мне.
— Получается, согласно вашим исследованиям вам принадлежит порядка четверти рынка ШПД в крае?
— В крае есть еще места, где у нас практически нулевое присутствие по предоставлению услуги доступа в интернет. Это Норильск и некоторые, совсем маленькие, города. Но даже с учетом этих факторов рыночная доля составляет более 26%. Уверен, что те инвестиции, которые «Сибирьтелеком» привлек в наш край, позволят внедрить самые передовые технологии и доля рынка в крае будет намного больше.
— В конце мне хотелось бы задать несколько вопросов не о рынке ШПД, но на те темы, которых вам близки. Как отразится на «Сибирьтелекоме» реформирование «Связьинвеста»?
— Как работали, так и будем работать.
— А как вы считаете, что произойдет с «ЕТК» в ходе этих реформ?
— «ЕТК» сегодня — значимый универсальный оператор. Услуги компании востребованы рынком. Однако под каким статусом будет работать компания в будущем, покажет время.
— Есть мнение, что при исчезновении этого бренда клиентская база резко снизится...
— Так можно было думать, когда рынок только формировался. Уже ряд лет он практически стабилен. Вопрос сейчас даже не в бренде, а в соотношении цена/качество предлагаемой услуги. Основной набор услуг у всех операторов примерно одинаковый. Понятно, что медийный ресурс любого из федеральных игроков сегодня значительно выше, но если вы уже состоялись как абонент какой-то компании, если вас все устраивает, то едва ли вы пойдете в другую.
Дмитрий Болотов
ДЕЛА.ru