интервью

Раим Абдразяков: «Винные дороги» Европы интереснее, чем пляжи

Ситуация с авиакомпанией «Континент», неожиданное для потреби­телей банкротство которой нарушило планы тысяч пассажиров, сегодня у всех на слуху. Правительство РФ, региональные власти рапортуют о том, что все под контролем и все проблемы будут решены.
ДЕЛА.ru решили пообщаться с красноярской турфирмой, которая самостоятельно, без обращения в высокие кабинеты, смогла помочь своим клиентам, попавшим в непростую ситуацию по вине перевозчика, и отправила их за свой счет на самолетах других авиакомпаний.

Вопросы мы адресовали генеральному директору компании PANORAMA travel expert Раиму Абдразякову.

Раим Абдразяков, генеральный директор компании PANORAMA travel expert
Раим Абдразяков, генеральный директор компании PANORAMA travel expert

 — Как вы узнали о банкротстве «Континента»?

— От них нам поступило сообщение, что нужно приостановить все возвраты и обмены на билеты этой авиакомпании. Это было в пятницу (29-07-2011), на выходных обсудили ситуацию внутри компании, проверили количество выписанных билетов и приняли решение попробовать самостоятельно решить эту проблему.

— Клиентов, которые должны были улететь с «Континентом» было много?

— Для нашей молодой компании достаточно. Была идея фикс самостоятельно принять на себя этот удар. А потом через юристов попытаться поучаствовать в процедуре банкротства компании и таким образом ввернуть свои средства.

— Зачем это вам?

— Мы называем это социальной, да и личной, ответственностью перед нашими клиентами.

— Технически как это происходило?

— Человек, купивший у нас авиабилет «Континента», приходил или звонил, если он был в отъезде, с просьбой его обменять. Мы выписывали новый билет, на другую авиаком­панию и все. Те же билеты, которые в результате на нас повисли, остались у нас для дальнейшего разбирательства. По ним юристы будут подавать исковые заявления.

— Люди, наверное, валом пошли…

— У нас было по 30-40 звонков в день. Приходили даже те, кто, вообще-то, у нас билет не покупал. Посчитали, что мы в Красноярске отвечаем за «Континент», хотя официально их представляет в регионе другая компания.

— Скажите, а какому количеству пассажиров вы не смогли обменять билеты на авиарейсы «Континента»?

— Мы помогли бесплатно обменять билеты и продолжить отпуск всем своим клиентам, попавшим в сложное положение из-за этого банкротства.

— Банкротство больших авиакомпаний всегда заметно. Как специалист рынка пассажирских авиаперевозок, вы можете объяснить, почему это всегда происхо­дит в конце лета или осенью?

— Самая главная причина, которая лежит на поверхности, это кассовый разрыв, случающийся именно в этот период. У авиакомпаний за лето накапливаются долги за наземное обслуживание, за топливо перед аэропортами. Затем происходит спад, осенние перевозки не столь значимы по объему валовой выручки и соответственно авиакомпании не всегда успевают именно в этот момент погасить задолженности.

— Я общался с авиаперевозчиками, многие рассказывают, что на самом деле, кроме «Аэрофлота» и еще пары-тройки крупных игроков, все летают чуть ли не в ноль.

— По многочисленным сведениям, это так и есть, даже «Трансаэро» летает практически в ноль. «Ю-Тэйр» работает под 1-2 процента. У «КрасЭйр» этот показатель не превышал 0,6% — результат всем известен.

— А на кой черт им это надо, я не пойму?

— Удержание доли рынка и расчет на будущее.

— Еще до начала беседы под диктофон, я удивился, как свободно вы оперируете цифрами, ориентируетесь в авиаперевозках, в ценовой политике авиакомпаний. В то же время вы директор турагентства… Что за бизнес-модель, которая основана на профессиональном знании не только туристического рынка, но и рынка перевозок?

— Я долгое время проработал в другой компании, которая как раз специализируется на продаже билетов. И была идея создания туристического бюро с более широким спектром услуг, чем это обычно подразумевается.

Мы стараемся в нашей компании создать модель, при которой в одном месте вы можете приобретать авиабилеты и туристические услуги. Такие модели в Красноярске есть, но они не до конца доработаны.

— В чем ваше преимущество?

— Во-первых, у всех авиакассиров нашего агентства очень большой опыт работы в этом бизнесе.

— А на что опыт тут влияет?

— Они свободно ориентируются во всех системах бронирования, которые существуют на данный момент. Это позволяет наверняка проверить, не стоит ли где-то интересующий нас билет дешевле.

— Такое бывает?

— Да. И не редко.

— То есть, обратившись к вам, клиент сразу получает некий анализ рынка?

— Это во-первых. Во-вторых, опытным кассирам не нужно лезть в какие-то справочники, чтобы ответить на неожиданный запрос. Ну, и, в-третьих, сэкономленные на авиабилетах деньги всегда приятно потратить на себя, на проживание в более дорогом отеле, например.

К нам приходят клиенты, которым нужно составить сложные маршруты. Схему с посадками, пересадками, различными датами. Я горжусь тем, что наши специалисты могут все очень быстро подобрать. Многие известные в Красноярске люди только поэтому пользуются нашими услугами. Например, мало кто знает, что в Антананариву, столицу Мадагаскара, можно попасть из Красноярска всего с одной пересадкой.

— Каким образом?

— Красноярск—Бангкок—Антананариву. Стоимость перелета 860 евро, туда и обратно.

— Хм… и как часто красноярцы туда летают?

— Это пример, но подобные вопросы бывают. Менеджеры по авиабилетам, которые у нас работают, как раз и обладают этими, как я считаю, очень ценными знаниями.

— Кстати, а куда летают наши земляки, кроме Москвы?

— По всему миру, но, если разделить по сезонам, то зимой это Юго-Восточная Азия, летом, весной и осенью — Европа.

— Сейчас мы говорим о туристических перелетах?

— Не обязательно. У нас есть некая градация по клиентам. Есть люди, которые приходят и покупают пакетные готовые предложения. Как правило, это прямые перелеты на чартерных рейсах из Красноярска. Есть и другая категория туристов, которая предпо­читает перелеты регулярными рейсами. Это связано не с неким снобизмом, а с тем, что чартер летает из Красноярска не всюду. Оставим за рамками, что вылет чартерных рейсов часто переносят по времени, что не совсем удобно и т.д.

Некоторой категории туристов нужно прилететь, допустим, в Мюнхен, а улететь обратно из Цюриха. Ни на каком чартере это не сделаешь. Наши менеджеры по туризму помогают подобрать все эти маршруты и авиабилеты к ним.

Плюс, для постоянных клиентов, в любое время из любой точки земного шара можно позвонить и сказать: «мы не можем лететь тогда-то, нам, пожалуйста, поменяйте». И мы меняем схему. Если возникают какие-то финансовые расходы, клиент доплачивает по приезду. Очень удобно.

— Приведите пример какого-нибудь реально сложного маршрута, который пришлось составлять?

— Сейчас буквально составлено путешествие Красноярск—Пхукет, Пхукет—Сингапур, Сингапур—Мале, Мале—Москва, Москва—Красноярск.

— Это для семьи?

— Да.

— Аж завидно стало…

— Есть другая поездка: Красноярск—Москва, Москва—Женева, Женева—Мадрид, Мадрид—Буэнос-Айрес.

— Это, наверное, по работе?

— Нет, наш постоянный клиент едет кататься на лыжах в Куршавель, а оттуда через Мадрид улетает в Аргентину.

— Когда я готовился к интервью, то видел информацию о каких-то, не знаю как назвать, тематических что ли, путешествиях, которые вы предлагаете…

— Это от моих увлечений, наверное, идет. Мне не интересно на пляже валяться, люблю на отдыхе ездить по какой-нибудь стране, исследовать ее «изнутри». Узнаешь культуру людей, живущих вне туристических зон. Поэтому, к примеру, посещение «винных дорог» на Крите, во Франции, в Италии, Испании, Аргентине, ЮАР, Австралии мне кажется очень интересным.

Сейчас неординарное путешествие разрабатываем по Тоскане. Там последние два десятилетия активно развивается тема агротуризма. Люди приезжают и живут на фермах. Знакомятся с сельской жизни, принимают посильное участие в работе — сбор оливок, винограда, производство масла, вина. Агрофермы, которые пропагандируют такие путешествия, строят отдельные домики по 10-12 номеров. Человек, попадая туда, живет в сельской глубинке, питается по-настоящему экологически чистыми продуктами.

— Это дорого для туриста?

— Нет, не дорого. Все зависит от того, на какую агроферму вы попадете. Это может стоить от 50 до 200 евро в сутки. Сопоставимо с ценой номера в отеле где-нибудь на побережье. Но должно произойти некое смещение в головах людей — от простого «овощного» лежания на пляже до интересного путешествия.

— Этот подход — «создать интересное путешествие» — у вас применяется ко всем туристическим предложениям?

— Мы стараемся.

— А обратиться к вам за «просто полежать на пляже» нельзя?

— Конечно можно, но, согласитесь, гораздо интереснее придумать что-то оригинальное. Вместе с клиентом создать дорогу, по которой он отправится в путь. Это гораздо увлека­тельнее, чем продать что-то готовое.

Вот вчера улетели клиенты, у которых путешествие по четырем европейским странам. Сначала Германия, Мюнхен, потом Италия — Рим, Венеция. Сардиния. Оттуда они возвращаются на машине. Большое путешествие, больше 4 тыс. километров проедут за месяц. Швейцария, Берн, затем Диснейленд под Парижем, сам Париж, снова несколько городков Германии.

— Машину тоже вы помогаете арендовать?

— У нас есть такая услуга, работаем с одним из сильнейших автомобильных брокеров в Европе.

— Хорошо, давайте смоделируем ситуацию. Вот пришел я и говорю: «Давно хочу в Чехию, в Прагу, и мне хочется там пожить, а не стандартный тур».

— Легко. Менеджеры авиаперевозок подберут удачный маршрут с хорошими стыковками на ваши даты, причем даты подвигают, потому что вылет туда 28 числа может стоить 18 тыс. руб., а с 21 по 26, например, 16 тысяч. Они найдут выгодный вариант. Специалисты по туризму отсмотрят отели в нашей базе данных через систему бронирования, которая сравнивает лучшие предложения от 7-8 мировых и европейских поставщиков. И мы вам забронируем все, что вы пожелаете.

— В том числе и маленькие, недорогие семейные отели?

— Конечно. Если при этом вам нужна будет виза, мы поможем вам ее оформить. Вот вам элементарно ваше индивидуальное путешествие.

— Если я вам оттуда звоню: «Пиво все попробовал, чем бы еще заняться? Недели две еще хочу тут пробыть, не знаю что делать?»

— Ответ будет простой. Езжайте в Карловы Вары, поправляйте здоровье. А если серьезно, то наши сотрудники, конечно, могут по звонку подобрать вам дальнейшие развлечения, но надо отдавать себе отчет в том, что при бронировании вы дали свое согласие занять номер в гостинице на какой-то определенный срок. И нам нужно будет узнать размер штрафных санкций. Потому что если вы приехали на три недели, а через неделю хотите съехать, это надо будет как-то урегулировать.

— При такой самоотдаче ваших сотрудников, мне очень интересно, как вы их мотивируете?

— Коллектив подобрался очень профессиональный и разумный, понимают, что надо сделать так, чтобы абсолютно все клиенты сегодня были довольны. И пытаются работать как можно лучше.

— То есть в раскрутке у вас ставка во многом на «сарафанное радио»?

— Безусловно.

— Большинство турагентств перепродают путевки крупных операторов. В индивидуальных турах вы можете их миновать как ступеньку в туристическом бизнесе?

— Да, иногда так бывает. Даже очень крупные московские туроператоры, которые заявляют себя как многопрофильные, работают по 40-50 странам, и зачастую сами пользуются теми же системами бронирования. Мы можем сами справиться.

— И напоследок, практический вопрос, который всех интересует. Если человек не обратился к экспертам авиаперевозок, сколько он может переплатить за билеты?

— Это зависит от мотивации кассиров в той фирме, в которую вы обратились. Если их зарплата привязана к сумме от проданных билетов, то у нас точно будет дешевле.

Дмитрий БОЛОТОВ
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

Карьера «в цифре»: опыт крупных компаний Студентам СФУ рассказали о карьерных перспективах в компании «Полюс» по IT...

Егор Васильев: «В край идут большие инвестиции»> Что ожидает Красноярский край с инвестиционной точки зрения? Об этом мы поговорили с министром экономики и регионального развития Красноярского края …

Евгений Рапацевич: «РУСАЛ выполняет все свои социальные обязательства»> БоАЗ стал градообразующим предприятием, когда еще только начинал строиться. Сейчас ...

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»