интервью

Денис Терехов: «Нет никакого social media marketing»

Денис Терехов: «Нет никакого social media marketing»

В конце октября в Красноярске состоялся II Сибирский блог-саммит, в кулуарах которого ДЕЛА.ru наскоро пообщались с главной звездой мероприятия, управляющим московского агентства «Социальные сети» Денисом Тереховым.
Позже у нас состоялся разговор с одним из организаторов саммита, красноярским пиарщиком и блогером Василием Дамовым. Поскольку во время этих бесед круг обсуждаемых вопросов был, по сути, одина­ковый, мы решили опубликовать их не как два отдельных интервью, а как совместный «продукт» двух ньюсмейкеров.

— Денис, вам не кажется, что сегодняшнее мероприятие — попытка «раскачать рынок», чтобы потом продавать PR для так называемых social media, а на самом деле всё это интересует только самих пиарщиков и небольшое количество фанатов?

Денис Терехов
Денис Терехов: новостные агентства в сегодняшнем виде исчезнут с рынка — их главной задачей станет не создание, а поиск новостей

— Раскачивать рынок в 2011 году, даже региональный, бессмысленно, этим надо было заниматься году в 2008-м,когда это все началось. К 2011-му в Москве и городах-миллионниках, к которым я, безусловно, отношу и Красноярск, все это уже успело закончиться и начаться заново. Так что о раскачке речи даже не идёт.

Да, у мероприятия есть небольшая проблема самоидентификации: не очень понятно, для кого оно, для профес­сионалов или для тусовки?

Думаю, что да, определённая часть аудитории пришла послушать байки про интернет, про то, как Цукерберг стал миллионером. Потому что все смотрят на него и почему-то думают, что они должны повторить его успех. Но часть пришла действительно учиться. Поэтому чем больше подобных мероприятий будет происходить в регионах (в Москве их сейчас даже слишком много), тем будет лучше.

— Мероприятие громко названо «первой специализированной экспертной SMM-площадкой в Красноярске». Хотя на самом деле в зале мало экпертов, тут сидят красноярские блогеры — весьма ограниченная по размеру тусовка, которая никакого заметного влияния на кого-то, кроме себя самой, не оказывает. Настоящего рынка SMM в городе просто нет...

— Значит, нет запроса. Если уж на то пошло, то, по большому счёту, вообще нет никакого рынка SMM, да и самого SMM нет. Есть просто новые коммуникационные технологии, которые появились и сейчас активно развиваются. И выделять это в отдельное направление бизнеса — наверное, ошибочная традиция. 10 лет назад, когда появилась электронная почта, никто же не стал создавать отдельное специализированное агент­ство, чтобы рассылать релизы исключительно по электронной почте.

Социальные медиа — это лишь очередная ветвь развития коммуникаций, которые ничем не отличаются от обычных. Просто рынок стал чуть шире. Сегодня на все крупные пресс-мероприятия приглашают не только журналистов, но и блогеров. И разделение social media и классических медиа я считаю немного искусственным.

— Не так давно на круглом столе в РИА «Новости» вы сказали, что через 15 лет новостные СМИ в обычном понимании перестанут существовать. Всех заменят блогеры, выдающие новостной контент. А профессиональные СМИ займутся исключительно развлекательным контентом. Это была провокационная фраза для дискуссии или вы реально считаете, что подобное возможно?

— Могу вспомнить знаменитую публикацию Константина Эрнста в «Коммерсанте». Он сказал о том, что телеканалы, обычные медиа — это всего лишь фабрики контента. Транспорт для его доставки до потребителей может быть любой: эфирные каналы, интернет или кабельная сеть. Что касается развлекательного, «тяжелого», контента, он останется за командами, которые умеют создавать его хорошо и богато.

А вот относительно новостей могу сказать, что агентства в том виде, в котором они существуют сейчас, хоть и сохранятся, но будут, скорее всего, не создавать новости, но, главное, качественно их искать. Ведь традиционные СМИ никогда не смогут создать сеть корреспондентов большую, чем 100 миллионов обычных пользователей, которые, имея мобильные телефоны с камерами, де-факто являются такими же корреспондентами.

Мы и сейчас делегируем редакции любого СМИ право выбирать из потока новостей те, которые важны на самом деле. Все могут подписаться на ленту «Интерфакса» и читать все новости. Но никто не готов заниматься этим круглые сутки и потому нуждается в редакции. Точно так же редакция должна делегировать блогерам способ поставки такого контента и затем делать выборку.

— На презентационном сайте вашей компании есть заявление, что каждый может стать лидером мнений, лидером влияний. Каждый, кто вышел в интернет и завел себе блог?

— Не совсем так. Речь идет о том, что к коммуникациям в интернете нельзя относиться как к классическим коммуникациям. В обычных СМИ большую роль играет рейтинг, то, насколько ты авторитетен. А в медиа социальных новые звезды могут рождаться каждый день. И потом точно так же угасать.

Хрестоматийный пример — история о том, как один блогер уехал с женой за границу и накачал в роуминге сериал на миллион рублей. Когда этот человек делал запись, в его блоге было три друга, в парадигме классических медиа никто бы его не заметил. Но в интернете за первые несколько часов он собрал 5-6 тыс.комментариев, новость получила огромный резонанс, блогер стал лидером мнений. А сейчас его опять никто не читает, дневник остался блогом одной новости.

Нельзя относиться снобистски к социальным медиа, авторитетны они или нет. Важна релевантность самой новости, оценивать стоит исходя из того, насколько новость интересна.

— В одном из ваших интервью вы говорите о правиле: чем более открыта компания, тем эффективнее окажется ее продвижение в сетях. Многие красноярские бизнесмены, которым порой принадлежит «полгорода», не замечают вообще этой шумихи по поводу интернета...

— «Лукойл» тоже не замечал этой шумихи, а потом у них случилась авария на Ленинском, с участием их топ-менеджера.

— Разве это как-то повлияло на финансовое состояние «Лукойла»?

— Это серьезно повлияло на имидж компании, которая до этого не была замешана в каких-то громких скандалах. И если раньше «Лукойл» мог ассоциироваться с чем угодно: с Алекперовым, с заправками, то сейчас — только с этой историей.

Попытка не замечать социальные сети напоминает мне ситуацию, когда дети закры­ваются одеялом с головой, чтобы монстры из темноты исчезли. Но мы не можем позволить себе закрыться одеялом и ждать. Любые попытки игнорировать то, что уже существует, ущербны.

Василий Дамов: «В social media могут что-то делать только стрессоустойчивые люди»

Первый вопрос Василию Дамову был задан точно такой же, как и Денису Терехову. О целях блог-саммита и его аудитории. Поэтому начнем собственно с прямой речи, без предисловий.

Василий Дамов
Василий Дамов: к интернет-аудитории нельзя идти с тем же маркетинговым инструментарием, что и в офлайн

— Если уйти от термина «раскачать», в который можно вкладывать совершенно разные смыслы, то, безусловно, это мероприятие, влияющее на развитие SMM в Красноярске.

Рынок этот у нас уже есть, хоть и совсем маленький, оформившийся только в пос­ледний год. И есть он именно потому, что появился наконец-то спрос на эти услуги.

И даже если не будет никакого блог-саммита, никакого Дамова и никакого Терехова, все равно в ближайшее время в Красноярске в работу с соцмедиа будут вкладывать. Часть — потому что считают это эффективным, а часть, даже не будучи уверенным в этом, потому что смотрят на Москву. В больших федеральных компа­ниях даже открыто рекомендуют: ребята, вписывайте в ваши бюджеты в регионах работу с социальными сетями, мы в Москве делаем это в больших масштабах, а вы должны в регионах работать с вашими локальными аудиториями. А дальше, как обычно, начинается поиск тех, кто сможет здесь это делать.

В этом смысле проведение блог-саммита — это скорее попытка зафиксировать состояние рынка на данный момент, увидеть «живьём» его нынешних немногочисленных игроков. Чтобы ещё через год проследить динамику, например. Хотя в том, что будет рост, я уверен, как и в других наших прогнозах. Почти все прогнозы, которые мы делали год назад, на первом блог-саммите, сбылись. А по поводу участников — ну так можно просто посмотреть их список на сайте. Там простых блогеров, как ты их называешь, не так много. Бизнеса — в разы больше.

— Но, допустим, это бизнесмены, которые сами «фанатеют» по социальным сетям и блогам. Несоизмеримо же больше тех руководителей, которые не понимает, зачем им вкладывать деньги в какую-то ерунду типа «Одноклассников»...

— Они поймут это, но позже. Пока же, если вы хороший маркетолог или пиарщик, который видит в этом эффективный инструмент, нужно приходить и объяснять. Либо предлагать готовый продукт. Да, подчас сложно объяснить генеральному директору, который даже компьютер у себя в кабинете не каждый день включает, как это работает. Но можно взять уже существующий кейс, у тех же конкурентов, прийти и показать ему: «Смотрите, Иван Петрович, вот что они делают, а вот реакция их аудитории». Сейчас, как ты правильно сказал, это делают фанаты. Но любой прогрессивный инструмент в жизни и бизнесе тестируют именно они, согласись? Это нормальная практика. Зато именно они потом «на коне», когда в эту индустрию подтягиваются остальные.

— Ты можешь привести примеры, как это реально работает в Красноярске?

— С чего начать? Самый удачный корпоративный блог, например. Он же, кстати, и единственный адекватный подобный продукт до недавнего времени в Красноярске — это корпоративный твиттер ЕТК. Они с самого начала очень серьёзно подошли к делу, не ставя задачи «А давайте мы срочно заведём себе аккаунты везде, где дотянемся!», и решили сконцентрироваться только на одном инструменте.

Кроме того, они выбрали правильную стратегию, когда корпоративный аккаунт в любой сети должен вести человек «изнутри» компании. Я сам в этом убежден на 100%. Да, очень часто компании не обойтись без внешнего помощника в каком-то статусе: кон­сультанта, «спойлера». Не говоря уже о том, что того самого человека «внутри» нужно обучить. Но «по ту сторону» блога компании должен быть именно сотрудник компании. И в ЕТК появился такой человек. Я, кстати, подозреваю, это был первый человек в городе с таким функционалом.

— Они, грубо говоря, готовы платить зарплату за ведение твиттера?

— Там у человека были ещё обязанности, но в целом — да, он получал зарплату в том числе и за то, что писал в твиттер, если выражаться совсем по-простому. У нас пока не очень правильно платить только за ведение корпоративного блога, но лишь потому, что рынок мизерный. А если у компании есть группы во всех социальных сетях, есть блоги на основных блогплощадках, то это превращается в реальный рабочий день и даже —пока в Москве — не для одного сотрудника. В «Альфа-банке», например, отдельный человек отвечает за отдельное направление: твиттер, «ВКонтакте» и так далее. Мы к этому идем. С опозданием, но рынок не обманешь. Поэтому ЕТК, повторюсь, самый яркий пример того, как нужно делать. Они все сделали по правилам и у них получилось.

Часто спрашивают: «А в чем выражается их успех? У них повысилась прибыль?». Но такие вещи не всегда напрямую считаются в деньгах. Работа в соцмедиа — это работа с лояльностью аудитории, а критерии её эффективности — востребованность ваших корпоративных аккаунтов. Когда у той же компании ЕТК однажды «легла» сеть, абоненты, в том числе в интернете, стали беспокоиться. И вот именно постоянные читатели твиттера ЕТК, как настоящие адвокаты бренда, начали сообщать информацию: «Звонили в ЕТК, у них легла сеть, обещают то-то, уточнить можно по такому-то телефону». Их никто об этом не просил. Сами, всё сами.

— А чего больше в мотивах у тебя и других организаторов блог-саммита — меркантильности или фанатства?

— В таких вещах всегда больше фанатства, именно оно, повторюсь, часто двигает прогресс. Мне, например, искренне нравится всем этим заниматься. Я вообще люблю делать то, что интересно, а если оно ещё и деньги приносит, вообще же круто. Блог-саммит, например, нам денег не приносит. Хлопот много, а денег — нет. Но нам интересно — мы делаем. Пользуясь случаем, кстати, поблагодарю нашего постоянного партнера — компанию «Красноярская ярмарка». Саммит — наш совместный продукт. И, кстати, обрати внимание: хоть мы и называем мероприятие блог-саммитом, но блоги являются лишь одним из инструментов, с которыми мы работаем. Есть ведь ещё социальные сети, есть YouTube. В целом всё это — social media.

— Какой канал в social media, по твоему мнению, эффективнее?

— Нельзя говорить, что одно медиа эффективнее другого, они для разных задач. Если мы говорим о каких-то массовых проектах, то это «ВКонтакте» и «Одноклассники». Если вопрос в организации быстрой интернет-поддержки, то это твиттер.

Можно найти задачу, лучшим решением для которой является ЖЖ. Я иногда сравниваю его место в общем ряду с «Литературной газетой» на печатном рынке в СССР. Когда важен был не тираж, а аудитория. «Литературка» никогда не была «Правдой» или «Трудом», но у неё всегда была своя ниша и качественный читатель. ЖЖ сегодня — это именно такая «литературная аудитория», которая способна воспринимать большие объемы текста и сама их генерировать.

— Насколько SMM отличается от классического маркетинга? Зачем городить огород из новых понятий, если все приемы, по сути, одинаковы?

— С одной стороны, да. Но с другой — всегда нужно помнить ставшую уже широко известной фразу «Это интернет, детка, тут могут и на ... послать!». Эту поправку мало кто понимает, и почти всегда это приводит к проблемам. Многие маркетологи и пиарщики, а уж тем более владельцы бизнесов, убеждены, что можно прийти к интернет-аудитории с тем же инструментарием, с которым они приходят в офлайн. А это не так.

Те, кто может и должен делать что-то маркетинговое в интернете, — это в первую очередь должны быть крайне стрессоустойчивые товарищи. Потому что когда тебя, представителя крупной компании, начинают троллить сотни людей в твоей же корпоративной группе «ВКонтакте», это как-то непривычно и неприятно, согласитесь? А стандартными методами, привычными для пресс-служб («А давайте мы всех купим», например), тут уже ничего не сделать.

— Допустим, я хочу некоторые идеи или продукты продвинуть через красноярские блоги. Но это же куча странных, не всегда приятных людей. Общий фон их «творчества» — скорее негативный, истеричный. И с таким ощущением я ведь откажусь от первоначального замысла...

— Ещё раз методично тебя поправлю и готов делать это дальше: не ведите речь только о блогах, инструментарий специалиста по работе с social media намного более богатый. Как нельзя говорить и о том, что работа только с social media способна заменить традиционные PR-инструменты. Нет, конечно. Но это очень хорошее и очень сильное дополнение к ним.

В Красноярске, кстати, уже есть опыт того, как работают прямые продажи через этот канал, если некоторые заказчики пока готовы вести речь только об этом. Что касается фона: волков, как известно, бояться — в лес не ходить. Даже у нас уже в Красноярске был опыт того, как негатив интернет-аудитории по отношению к бренду можно умело снимать. Терехов выше уже верно сказал про детей и одеяло. Прятаться под ним от интернета и «страшных блогеров» — не самый лучший способ развития бизнеса.

Дмитрий Болотов
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

Сколько красноярцы будут платить за ЖКХ В 2025 году в Красноярском крае произойдет очередное повышение тарифов ЖКХ и других обязательных услуг. Региону установлен предельный индекс в размере…

Федор Камышан: «Мы осознаем свою ответственность перед Родиной» Он сделал молниеносную карьеру в хайтек-отрасли, но затем сменил офисный костюм на военную форму …

Денис Лунгу: «У нас там нет друзей, есть братья по оружию!» Денис Лунгу, ныне ветеран Специальной военной операции, родился в селе Глядино Емельяновского района. По его словам, вскоре после его рождения многодетная…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).