интервью

Михаил Кичайкин: «Ситуация на топливном рынке близка к критической»

Цены на бензин в крае нынешним летом растут умеренно. Но это затишье перед бурей: оптовики уже подняли стоимость топлива более чем на 30%, и «стабильность» сохранится, вероятно, до вполне понятной сентябрьской даты.
О том, как сложится ситуация в ближайшем будущем, ДЕЛА.ru погово­рили с Михаилом Кичайкиным, соучредителем компании «Олмал», владеющей сетью АЗС в Красноярском крае, и организатором «Союза владельцев независимых АЗС».

Михаил Кичайкин
Михаил Кичайкин, организатор
«Союза владельцев независимых АЗС»

— Михаил Владимирович, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке розничной торговли нефте­продуктами в Красноярском крае?

— Ситуация на рынке близка к критичес­кой. Однако, в отличие от аналогичных ситуаций прошлых лет, напряженность на рынке вызвана скорее не дефицитом, а другими факторами.

Конечно, авария на принадлежащем компании «Роснефти» Ачинском НПЗ и полная его остановка на длительный срок существенно снизили предложение на рынке нефтепродуктов, но при этом продукция, поступающая из других регио­нов, вполне может закрыть все потреб­нос­ти края.

В отсутствие бензинов производства АНПЗ увеличились объемы поставок компании «Газпромнефть» с Омского НПЗ, традиционно занимающего вторую строчку в структуре нефтепродуктообеспечения региона. Сейчас к нам отгружают продукт из Сургута, Уфы, Самары. Также активизиро­вались так называемые мини-НПЗ в соседней с нами Кемеровской области.

В целом никакой проблемы с приобретением нефтепродуктов сейчас нет. Любой участник рынка может купить любые объемы. Единственный вопрос — цена.

Бензин марки «Регуляр-92» на бирже с учетом транспортных расходов стоит сейчас около 41 000 рублей за тонну (это около 30,75 рублей за литр). Компания «Газпромнефть» с нефтебаз в Красноярске продает немного дешевле — 39 650 рублей за тонну. При этом еще в января этого года мы приобретали бензин по 30 000—32 000 рублей. Таким образом, рост оптовых цен составил более 30%.

Однако розничные цены за этот же период выросли менее чем на 10%, из чего следует, что наценка у розничных продавцов бензина уменьшилась практически до нуля и в некоторых местах даже ушла в минус.

Сдерживание розничных цен на текущем уровне происходит за счет самых крупных участников рынка — компаний «Роснефть», «Газпромнефть» и «Красноярскнефтепро­дукт». Эти компании «заморозили» цены на своих АЗС и продолжают продавать бензин по ценам, ниже средних оптовых, то есть, по сути, в убыток.

Существует мнение, согласно которому цены «заморожены» до предстоящих осенью выборов.

Конечно, на первый взгляд, с точки зрения потребителя такая политика положительна, но если разобраться в ситуации, то станет понятно, что потребитель в конечном итоге и пострадает.

Компании «Роснефть» и «Газпромнефть» принадлежат государству, «Красноярскнефте­продукт» — краевая собственность. Все их убытки компенсируются за счет бюджета, то есть, по сути, из карманов тех же потребителей. Но при этом частные владельцы АЗС ставятся в заведомо проигрышное положение. В результате они вынужден или нести убытки, или продавать бензин по более высоким ценам, или даже «заматывать» свои АЗС.

В перспективе это может привести к уходу с рынка независимых игроков и увеличению доли вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов). Для потребителя это плохо тем, что в период стабильных оптовых цен и отсутствия каких-либо выборов в ближайшей перспективе именно частные АЗС сдерживают рост цен, продавая бензин дешевле монополий.

— Когда происходит очередное повышение розничных цен на самые ходовые сорта бензина, владельцы АЗС винят во всем политику ВИНКов, продающих топливо. По вашему мнению, это так?

— На сегодняшний день практически весь выпускаемый в России бензин производится государственными монополиями. За последние годы законодательными и прочими методами государство сделало практически невозможными добычу или покупку и переработку нефти частными компаниями.

А теперь давайте посмотрим, сколько стоила нефть в начале этого года и сколько она стоит сейчас. На начало года эталонная нефть марки Brent стоила 110 долларов за баррель. Сегодня она стоит 105 долларов. При этом бензин на внутреннем рынке подорожал более чем на 30%.

Официальная причина подорожания — дефицит нефтепродуктов, вызванный чередой остановок на профилактические работы принадлежащих ВИНКам заводов, а также серией крупных аварий на их же заводах, по которым этот год уже стал рекордным. Кого, скажите, винить в этой ситуации?

— Смогут ли выжить местные игроки, если розничные сети ВИНКов продолжат свое развитие в Красноярском крае?

— Конечно, в случае целенаправленной экспансии государственных монополий «частники» выжить не смогут. Но в Красноярском крае у нас есть преимущество перед западными регионами страны — это большие расстояния и низкая плотность населения.
ВИНКи интересуют в первую очередь места для АЗС в центе крупных городов. Им малоинтересны удаленные регионы, небольшие города и деревни. А ведь именно там расположено основное количество частных АЗС Красноярского края. И именно они выполняют важную социальную функцию, обеспечивая потребности населения в топливе там, где это необходимо, не заставляя людей ехать за бензином за десятки километров.

Хотя есть случаи, когда государство и здесь ущемляет интересы частного бизнеса порой не вполне адекватными методами.

К примеру, недавно правительство издало указ, согласно которому МЧС России обязали заправляться только на АЗС «Роснефти». При этом как-то не учли, что в Красноярском крае у «Роснефти» всего 11 АЗС, и расположены они рядом с краевым центром. Видимо, по всей остальной территории спасатели должны передвигаться на гужевом транспорте.

— Различные объединения, организации заправщиков ежегодно пишут жалобы в УФАС о нарушении закона о конкуренции, о дискриминационном отношении ВИНКов к региону. Почему ситуация не меняется? Закон не работает? Что нужно сделать, чтобы контролирующие органы активнее реагировали на запросы и заявления розничных продавцов?

— Что конкретно не работает — закон или служба, ответственная за его исполнение, судить трудно. Очевидны усилия государства по монополизации рынка нефтепродуктов и поступательное движение цен на внутреннем рынке к европейскому уровню. Если руководство страны заняло какую то определенную позицию по этому вопросу, то вряд ли подконтрольное ему ведомство будет как-то препятствовать принятому курсу. Поменять что-либо, как и всегда, могут только люди, совместно, адресно и обоснованно выражающие свое мнение.

— Как ваш союз, который представляет не самых крупных игроков рынка, борется с ситуацией? Насколько можно спрогнозировать будущее для мелких игроков?

— Если говорить о нашей компании, то мы выбрали для себя такой путь — постоянно работаем над повышением нашей конкурентоспособности, увеличивая сеть АЗС и качество обслуживания, выстраиваем взаимоотношения с клиентами. Мы не просим кого-либо о помощи. Главное — чтобы не ставили палки в колеса.

Для укрепления своих позиций мы разрабатываем идею общего бренда — «Союз владельцев независимых АЗС» —

cети частных АЗС в регионах края, объединенных едиными стандартами обслуживания, скидками и т. д. В будущее мы смотрим с уверенностью и оптимизмом, в первую очередь потому, что связываем свое будущее с Красноярским краем. В отличие от руководителей ВИНКов, мы здесь родились, живем, работаем и не имеем активов за границей. Известный слоган «национальное достояние» гораздо больше подходит нам — представителям частного бизнеса.

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Стоимость проезда в автобусах Красноярска поднимется на 6 рублей Стоимость проезда в маршрутных городских автобусах Красноярска повысится на 6 рублей с 1 февраля 2022 года и составит 32 рубля за поездку. Об…

Алексей Туманин: «Контейнеропоток увеличивается из года в год» 2021-й стал для Красноярской железной дороги годом напряженной и масштабной работы. Росли грузоперевозки, отправлялись по назначению новые контейнерные…

Анна Бель: «Люди уходили в реанимацию и уже не возвращались» Депутат городского совета Железногорска Анна Бель не верила в опасность коронавируса, пока болезнь не поразила всю ее семью и не забрала сына. Врачи вытащили…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»