интервью

Евгений Головенко: «Вынужден применять разрушающие технологии»

Под занавес года мы решили поднять одну из самых дискуссионных тем. Инновации — это миф или все же реальность? Наш собеседник, президент группы компаний Ontecom Евгений Головенко, утверждает: реальность. Он с командой единомышленников создал и вывел в этом году на рынок простое в эксплуатации и конкурентоспособное по цене оборудование для металлургической промышленности. О достижениях и сложностях высокотехнологического предпринимательства наш сегодняшний разговор.

Евгений Головенко
Евгений Головенко, президент группы компаний Ontecom

— Евгений, на дворе декабрь, 2013-й подходит к концу. Давайте начнем с его итогов.
— Честно сказать, серьезно об итогах еще не задумывался. Хочется и в этом году еще многое успеть. Если говорить в целом, в 2013-м мы активно продвига­лись на рынок. У нас есть достижения, правда, сил, ресурсов и времени на все тратится больше, чем мы ожидали, когда начинали наши проекты.

— Расскажите подробнее о продукте, с которым вышли на рынок. В чем его конкурентные преимущества?
— В этом году мы представили мировому рынку линейку индукционных машин для цветной металлургии. Одна из машин в этой линейке на электромеханическом подъемном столе для печи емкостью 25 тонн проходит опытно-промышленные испытания.

Это уникальная разработка, у которой нет аналогов в мире. Общепризнано, что электромагнитные перемешиватели на базе линейных индукционных машин используют, как правило, крупнейшие алюминиевые компании «большой» десятки для печей емкостью свыше 70 тонн. Для малых перерабатывающих компаний эта технология недоступна. Большинство малых компаний сейчас применяет альтернативные технологии с низкой эффективностью и надежностью в основном китайского производства.

Мы же предложили рынку технологию как раз для небольших перерабатывающих компаний с печами до 30 тонн,

доступную во многих отношениях, в том числе — по цене. Установка нашей машины в состав плавильно-литейного агрегата любой емкости, даже на печи 5 тонн, дает возможность окупить инвестиции в течение одного года.

— Принято считать, что инновации — это дорого...
— Нашей стратегической целью было создание продукции с высоким качеством и приемлемой ценой. Низкая себестоимость — это одно из ключевых наших конкурентных преимуществ. Наша бизнес-модель построена на основе «разрушающей» технологии продвижения на рынок.

— Поясните, что это значит?
— «Разрушающая» и «улучшающая» технологии продвижения — это термины из американской венчурной индустрии. Венчурные фонды провели исследования рынка инноваций и сделали заключение, что 94% всех успешных начинающих технологических компаний применили «разрушающую» технологию, то есть обеспечили стоимость товара или услуги существенно ниже аналогов на рынке.

Заказчику можно долго объяснять, что продукт надежней и эффективней, но это только слова — до тех пор, пока время не подтвердит или опровергнет заявленные характерис­тики. А вот критерии стоимости и текущей выгоды понятны любому покупателю. За «улучшающие» же инновации берутся компании, уже имеющие существенную долю рынка.

Начинающих никто на рынке не ждет, и им необходимо разрушить устоявшиеся в отрасли взаимоотношения и отобрать долю рынка у известных компаний. Так что мы вынуждены разрушать устоявшиеся традиции. Закрепимся на глобальном рынке и пойдем по пути улучшения. Мы уже инициировали рзработку «улучшающей» технологии, которую введем в продуктовую линейку сразу, как только закрепимся на рынке.

— Как вы обеспечиваете качество?
— Наши потенциальные клиенты требуют при переговорах о закупке оборудования «надежные» сертификаты авторитетных экспертных агентств.

Чтобы получить такой сертификат, необходимо обеспечить высокое и стабильное качество продукции.

После проведения аудита качества мы пришли к выводу: для того, чтобы получить сертификат Бюро Веритас или SGS, нам следует запустить собственное производство. Мы создавали опытное производство с минимальными требованиями к конструкторской документации прототипов и стремились согласовать собственные циклы производства с циклами потребления клиентов, что является одной из ключевых задач для любого технологического стартапа.

— Общеизвестно, что инновации внедряются с большим трудом. Как рынок отреагировал на ваше предложение?

Евгений Головенко
«Мы рассчитываем выйти на высококонкурентные зарубежные рынки»

— В уходящем году два завода в Красноярске установили нашу продукцию. Идет промышленное испытание. Мы уже имеем положительные оценки. Активно участвуем в международных выставках и формируем обширную дилерскую сеть по всему миру. Я уверен: заставить любую компанию пойти на риск покупать инновационные продукты может только конкурентная борьба и больше ничего. Именно поэтому мы рассчитываем выйти на зарубежные рынки. Конкуренция там сильная, восприимчивость бизнеса к инновациям высокая.

— В этом году вы стали инициатором объединения нескольких инновационных компаний. Расскажите об этом подробнее.
— Действительно, в этом году шесть компаний — резидентов регионального бизнес-инкубатора КРИТБИ, занимающихся инновационными проектами в области цветной металлургии, для получения синергетического эффекта объединились в группу компаний Ontecom.

Мы распределили риски, функции отдельных компаний, доли в компаниях, ответственность, задачи в проектах для ключевых сотрудников. За производство отвечает одна компания, за инжиниринг другая, за развитие сайта и бренда третья. Есть несколько R&D-компаний, которые имеют доступ к общим ресурсам: имеют возможность произвести продукцию, воспользоваться каналами продвижения и продаж, могут правильно запатентовать продукцию или получить качественный доступ к специализированным услугам для технологических компаний, воспользоваться накопленным совместно опытом и знаниями. И этот подход работает, у проектов многое стало получаться.

— Это довольно редкий случай объединения. Как это работает?
— На мой взгляд, такое явление возможно тогда, когда между партнерами устанавливается высокий уровень доверия. Между нами возник такой уровень доверия, что мы смогли увидеть выгоды от совместной работы и смириться с недостатками.

Мне кажется, доверие — это дефицитный ресурс в нашей стране.

Поэтому сложно искать партнеров и работать вместе в проектах с длинной отдачей и высокой степенью неопределенности. Но мы решили, что продвигать продукцию на российский и мировой рынок будем под общей торговой маркой ONTECOM. По моему субъективному мнению, то, что сделано каждым из наших партнеров вместе, по отдельности делали бы года три, если бы руки раньше не опустились.

— Не проще было все проекты консолидировать в одну компанию?

— Нет. По этому пути мы уже ходили. В свое время создали компанию, в которой было 13 учредителей и несколько проектов. Это был провал. И не из-за несчастливого числа учредителей, а из-за того, что мы все риски собрали в одну корзину, а в любом стартапе любой из рисков может стать фатальным. Пусть лучше закроется локальный проект, а не объединенная компания. Это закон жизни — естественный отбор, которому не стоит мешать…

— Вы сказали, что участники проекта ONTECOM — резиденты КРИТБИ, то есть они получают государственную поддержку. По вашему опыту, на практике господ­держка работает?

— Часть сотрудников компаний размещены на площадях КРИТБИ. В нашем распоряжении офисы, оргтехника, интернет и связь. Это существенная экономия. Мы получаем бухгалтерское и юридическое обслуживание. Бизнес-инкубатор помогает продвигать бренд на рынок, проводит обучающие семинары для наших сотрудников. Мы смогли наладить контакты с региональными и федеральными институтами развития, инвесторами.

Например, компания «Резонанс», входящая в ГК Ontecom, привлекла инвесторов для создания производства после участия в инвестиционной сессии в бизнес-инкубаторе.

При поддержке регионального министерства инвестиций и иннова­ций выстраиваем отношения с крупными предприятиями региона.

Среди резидентов мы нашли несколько контрагентов, товары и услуги которых не уступают по качеству представленным на рынке, но позволяют экономить на расходах и сроках. Судите сами, смогли бы мы продвинуться в своих разработках так далеко без этой поддержки или нет.

— Какие еще продукты делают компании в группе?
— Очень перспективным продуктом я считаю энергоэффективный индукционный нагреватель цветных металлов компании «Резонанс». Наше «КБ экспериментального машиностроения» разработало в текущем году и провело испытания гидроударного роторного резонансного аппарата ГРАД для перемешивания, измельчения, диспергирования и гомогенизации в системах «жидкость — твердое тело».

Евгений Головенко в КРИТБИ
«Наши разработчики обсуждают очень много идей»

Разрабатывали ГРАД по заявке РУСАЛа, но технология настолько универсальна, что мы сейчас пробуем ее для производства строительных материалов и энергоэффективного опреснения воды. Есть целая группа индукционных устройств для силового воздействия на расплавы металлов. В фоновом режиме ведется группа проектов ранних стадий по направлениям, в которых у нашей команды и партнеров есть высокие научные компетенции. Наши разработчики обсуждают очень много идей.

— Какие стратегические задачи ставятся группе компаний Ontecom на 2014 год?
— Будем усиливать бренд ONTECOM и выходить на глобальный рынок. Создавать конвейер по созданию и выводу на рынки новых амбициозных и по-хорошему злых технологических компаний.

Дмитрий БОЛОТОВ
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Началось: в Красноярский край пришла пятая волна ковида Только за последнюю неделю заболеваемость коронавирусом в Красноярском крае подскочила аж на 40%. В конце января в регион пришла очередная волна инфекции…

Алексей Туманин: «Контейнеропоток увеличивается из года в год» 2021-й стал для Красноярской железной дороги годом напряженной и масштабной работы. Росли грузоперевозки, отправлялись по назначению новые контейнерные…

Анна Бель: «Люди уходили в реанимацию и уже не возвращались» Депутат городского совета Железногорска Анна Бель не верила в опасность коронавируса, пока болезнь не поразила всю ее семью и не забрала сына. Врачи вытащили…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»