интервью

Дмитрий Левин: «Мобильный интернет формирует новую культуру»

Рынок телекоммуникационных услуг Красноярска, как известно, довольно тесен. О том, как выстраивать конкуренцию в этих условиях, о тенденциях развития мобильной связи, интернет-философии и, конечно, о 3G ДЕЛА.ru поговорили с новым генеральным директором компании «Енисейтелеком» Дмитрием Левиным.

 

Дмитрий Левин
Дмитрий Левин, генеральный директор ЗАО «Енисейтелеком»

— Дмитрий Николаевич, вы приехали к нам из Новосибирска, как вам Красноярск? Вы уже бывали в нашем городе?

— Бывал — и в личных поездках, и в командировках. Приходилось приезжать сюда по делам в разные годы. Кроме того, с Красноярском у меня связаны приятные воспоминания — здесь я защитил диссертацию.

— Защита связана с вашей нынешней профессией? Очень часто топами в современном бизнесе становятся те, кто в советские времена получил совсем другое образование...

—Моя научная работа имеет прямое отношение к профессии: она посвящена теме цифровой обработки сигналов. Вообще, я с самого начала работал в сфере связи. Но были в моей биографии и другие эпизоды. Например, когда захотелось попробовать себя на товарном рынке. Получил предложение возглавить дилерский центр Nissan, и это оказался интересный опыт. Я понял, что такое рынок B2B, как там строятся продажи, какова цена таких сделок.

— Красноярский рынок мобильной связи вы проанализировали заранее? Каким он является, на ваш взгляд: высококонкурентным или же устоявшимся — дела ведутся неспешно, вразвалочку?

— Честно говоря, я хорошо представлял себе бизнес в телекоммуникационной сфере Красноярска, как и всей Сибири: в свое время я был коммерческим директором в «Сибирьтелекоме», работал в сотовых компаниях. До октября 2012 года был замес­тителем директора макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» по мобильному бизнесу. ЕТК знаю практически со времени образования.

Красноярский рынок, на мой взгляд, непростой. Хотя бы потому, что в настоящий момент все его игроки — а их четыре — занимают примерно равноценные позиции с точки зрения развития сетей, клиентских подходов и амбициозности. Сопоставима и або­нентская база, хотя доли доходов немного разные. Конечно, никто не хочет уступать.

На таком развитом рынке сложнее работать. Если тебе, допустим, противостоит один мощный игрок, ты просто изучаешь его слабые места, им легче манипулировать. Но когда рынок монотонный — надо рассматривать и учитывать каждого.

С другой стороны, ты должен начать свою игру, предложить рынку собственную ориги­нальную стратегию: например, новое тарифное решение, гибко его менять, сопровождать, давать ему вторую жизнь, корректировать… Поэтому работать здесь интересно.

— Какие тенденции вы отметили для себя в рамках вашего сегмента?

— На рынке Красноярска закончилась борьба за количество клиентов. Никто уже не стремится раздавать сим-карты, никого этим не удивишь. Уровень проникновения сотовой связи в России по итогам 2012 г. — 156%. В прошлом году было 146%, рост налицо. На уровне региона проникновение составляет в среднем 135%. В этом контексте активный захват клиентской базы, который приводит лишь к ее перетоку и большим затратам на приглашение в свою сеть и подключение абонента, уже никому не нужен, он ушел в историю.

Борьба за абонентскую базу важна, но гонка «любой ценой» уже не актуальна, и конкуренция переходит на другой уровень. В настоящих условиях, когда прирост новых абонентов минимален, целесообразно работать над качеством оказываемых услуг и развитием уже набранной базы. Это общая тенденция, и ее принимают все операторы.

— За счет чего тогда конкурировать?

— Во-первых, решающим обстоятельством остается качество сетей, даже несмотря на то, что они сопоставимы с точки зрения покрытия. Я имею в виду непрерывность связи, узнаваемость голоса, поскольку в современном GSM есть и полускоростной, и четверть­скоростной режим — то есть когда сеть подвергается избыточной нагрузке, качество связи на отдельных сегментах падает весьма ощутимо. Это есть у всех операторов, и фактор комфортности общения — насколько оно проходит без потерь — является конкурентным преимуществом.

Второе. Когда телефон у тебя работает по всему краю, это тоже большой плюс: ты не испытываешь проблем со связью, где бы ни находился. Сервис обслуживания мы даже не обсуждаем. Это подразумевается априори. Ну и, безусловно, технологические решения — обеспечение абонентов всеми современными технологическими возмож­ностями: передача данных, голос, видео и мобильность.

— Компания ЕТК не так давно стала частью «Ростелекома», который этой осенью завершил ребрендинг. Можете ли вы оценить его итоги?

— Об итогах ребрендинга говорить еще рано, а вот о первых результатах вполне уместно. Прежде всего, отмечу: ребрендинг был реально необходим. Мы расцениваем этот процесс как позитивный и закономерный. Переход под национальный бренд — один из путей эффективного дальнейшего развития сотового оператора.

Оценивая результаты, подчеркну, что теперь «Ростелеком» идентифицирован абонен­тами, в том числе и как оператор мобильной связи. Все меньше приходится объяснять клиентам преемственность марок ЕТК и «Ростелеком». БОльшая часть сибиряков уже воспринимает «Ростелеком» в качестве компании, предоставляющей весь комплекс телекоммуникационных услуг.

Но ребрендинг — это только внешняя сторона большой программы по объединению мобильных активов, которую проводит «Ростелеком». Ведется унификация и выстраи­вание бизнес-процессов, внедряется федеральный портфель тарифов и услуг.

Если разложить все по полочкам, то в результате технологического объединения как части ребрендинга мы получили масштабный эффект, который выражается в том, что внешние закупки стали для нас дешевле. ЕТК это сразу почувствовал, как и весь дочерний бизнес «Ростелекома».

Все продукты компании, которые выходили на рынок в 2012 г., демонстрировали умень­шение стоимости минуты разговора для абонентов. Например, один тариф предлагает абоненту 60 коп. за минуту абсолютно на все мобильные своего региона, другой — 90 коп. на все местные направления по мобильным и стационарным телефонам, третий — 600 минут за 300 руб. в месяц с полным универсальным набором дополнительных опций...

Одним из результатов ребрендинга стало и то, что уже в декабре текущего года во всех наших офисах, в том числе в монобрендовой рознице, клиенты получили возможность заключать договоры не только на мобильную связь, но и на покупку услуг фиксированной телефонии, широкополосного доступа, интерактивного кабельное телевидение от ОАО «Ростелеком». В 2013 г. для всех абонентов «Ростелекома» появятся личный кабинет, интернет-помощник, интернет-браузер для мобильных устройств…

— А как насчет 3G? Это наш традиционный вопрос к ЕТК. Читатель хочет знать…

— 3G обязательно будет. Компания активно занимается этим на протяжении полугода. Я знаю, что первоначально в ЕТК планировали выстроить сеть уже до конца 2012 г. Но не было учтено одно важное обстоятельство: чтобы уйти от сложностей интеграции старого 2G оборудования с новым, было принято решение о замене всего парка оборудования, начиная с коммутаторов и кончая базовыми станциями, всей линейки, причем не только в Красноярске, но и Енисейске, Норильске… Это большие деньги, и такое переосна­щение стало возможным как раз благодаря объединению с «Ростелекомом», когда появились достаточные по размеру кредитные ресурсы.

Так вот, когда в компании планировали ввод сетей уже в этом году, то еще не очень представляли масштаба работ. Сегодня на сети в крае одномоментно работают порядка 70 бригад — это промышленные объемы! Так что жизнь внесла коррективы, и сроки ввода 3G немного отодвинулись.

В настоящее время «ЕТК» ведет установку базовых станций 3G+, прокладку волоконно-оптических линий связи для подключения базовых станций (чтобы обеспечить макси­мально доступную скорость мобильной передачи данных), пуско-наладочные работы, модернизацию коммутационной системы и программного обеспечения. Полностью замена оборудования закончится в середине первого квартала, в 20-х числах февраля.

Сообщаю нашим абонентам и вашим читателям: 3G+ от «Ростелекома» будет запущена в I квартале 2013 г. На первом этапе будет обеспечено покрытие сети в крупных городах края: Красноярске, Норильске, а также в Ачинске, Канске, Минусинске, Зеленогорске, Железногорске, Лесосибирске, Енисейске, Сосновоборске, Дивногорске и Шарыпове. Более 80% территории перечисленных населенных пунктов будут охвачены сетью 3G+.

Также подчеркну, что в Красноярском крае оборудование сети 3G будет поддерживать современную технологию широкополосной передачи данных HSPA+, которая обеспе­чивает скорость передачи данных до 21 Мб/с (первые сети 3G обеспечивали скорость до 3,6 Мб/с), поэтому ее часто называют 3G+. В дальнейшем планируется расширение возможностей сети и обеспечение максимальной скорости до 42 Мб/с.

Понятно. Тогда еще один вопрос, который абоненты любят задавать: а почему не попробовать обогнать время, не построить сеть 4G? Вот «Мегафон» уже объявляет об этом…

— «Мегафон», конечно, молодцы. И как человек, компетентный в этом бизнесе, отвечу цитатой: «Безумству храбрых поем мы песню».

Однако если строить сеть 4G, надо понимать: это другие скорости, частоты, другая идеология. Да, в ней тоже есть пакетная передача данных и кодовое разделение каналов — но только сота существенно меньше. И чтобы обеспечить покрытие, сопоставимое с 3G, и предоставить абонентам обещанную скорость, базовых станций надо построить в 4–5 раз больше.

Хочу отметить, что правильно рассчитать нагрузку на сети и при этом обеспечить высокую скорость передачи данных — это большое искусство, которое требует времени. Здесь главное — не торопиться, чтобы не совершить ошибки. Красноярские операторы, как и российские в целом, запуская сети, всегда стремятся к скорой оптимизации своих затрат. Так, многие старались побыстрее открыть сети третьего поколения — и в резуль­тате они не выдерживали нагрузки и падали.

Скажу больше: скорости, которые обеспечиваются 4G в настоящее время, еще мало востребованы, так как на текущий момент проникновение «тяжелого» контента (HD–видео, видео «высокого разрешения»: НD-фильмы, ролики, музыкальные клипы) достаточно низкое. Да и абонентского оборудования, телефонов, поддерживающих 4G LTE и работающих в «российском» диапазоне частот, не так много. Кроме флагмана Samsung Galaxy SIII LTE, имеется еще пара моделей. Не более.

Да, в том или ином виде все хотят прийти к 4G, у всех есть лицензия, ее надо реали­зовать… Но если вы спросите, станет ли Красноярск для «Ростелекома» пилотным регионом по запуску 4G, отвечу: нет.

Резюмируя, хочу сказать — хорошо, что конкуренты формируют эту «поляну», развивают популистскую деятельность по 4G. Мы готовы поддержать это решение и включиться в борьбу, но пока в силу технологических причин не торопимся.

— Давайте немного уйдем от техники… Интересно спросить у вас вот о чем. Понятно, что интернет меняет мир. Еще больше все изменилось, когда онлайн стал мобильным. Существует ли для вас лично какая-либо философия этого процесса? Как мобильный интернет влияет на сознание людей, на их общение?

— Если бы я говорил об этом не как генеральный директор сотовой компании, а как отец 11-летнего сына, то сказал бы, что все это ужасно плохо. Если я, к примеру, могу без проблем отключить на несколько дней сотовый телефон и жить без него, то дети, моло­дое поколение уже попали в настоящую зависимость от гаджетов. Хотим мы того или нет, но они следуют по этому пути.

Конечно, мобильный интернет влияет на людей. Пожалуй, формируется новая культура, пользователи организуют свои сообщества в социальных сетях, на форумах. Имея большой опыт работы, я знаю, что требуется делать, чтобы они приходили к качест­венному продукту. Нужны контент-менеджеры, которые наполняли бы эти ресурсы содержанием, могли поддержать тему, компетентно развить дискуссию, влиять на мировоззрение.

— Есть два тезиса. Интернет становится «вредным» потому, что туда идут люди, которые хотят скандалов, крови, зрелищ… Или, наоборот, именно интернет формирует таких потребителей. Как вы считаете, какая точка зрения верна и кто определяет ситуацию — потребитель или создатель контента?

— Вы знаете, как сторонний наблюдатель хочу отметить, что в последние два–три года интернет становится управляемой средой. Раньше казалось, что все в сети происходит стихийно. Но сегодня все большее число порталов, сайтов начинают работать со своими посетителями.

Я, например, точно не пойду на сайт, где после третьего коммента начинаются нецензурные высказывания — и владельцы ресурса, понимая, что пользователи могут отреагировать именно так, начинают следить за контентом… Может, тут играет свою роль монетизация, распространение интернет-рекламы. Фейсбук, твиттер, все новое, что мы скопировали на Западе, тоже меняются соответственно запросам времени.

— А куда, по вашему мнению, будет двигаться рынок сотовой связи? Вот мы сейчас наблюдаем ускорение всех процессов. Скайп для предыдущих поколений был фантастикой. Планшеты совершили свою маленькую революцию. Что прои­зойдет с вашим рынком, каких взрывных тенденций ожидать? Ваши прогнозы, может быть, мечты?

— Сложно представить. Ясно, что голосовая связь уходит на второй план: началось все с SMS, сейчас есть твиттер и так далее. Скорее всего, появится техника, которая позволит все это визуализировать, какие-то новые гаджеты, решения от программных вендоров.

Наверное, родятся сервисы для фиксированных и мобильных сетей на основе позицио­нирования, будет развиваться адресная реклама. К примеру, приезжаешь в Москву и получаешь сообщение, что для тебя забронировано такси, гостиница, остается только кликнуть… Такое можно выстроить достаточно быстро, года за 3–4.

— Вас не страшит, что «голос» уходит? Недавний случай: сидят два человека рядом, но общаются в твиттере. Не пугает, что люди все больше уходят в молча­ливое общение?

— Меня лично пугает. Но если вспомнить: в свое время, когда появился 256-й компьютер, их владельцы зависали в играх, не вылезали из них месяцами. А потом прошло.

Потребление, на мой взгляд, вообще будет все больше унифицироваться — например, людям вполне хватает для общения по сотовому телефону 500–600 минут в месяц, больше редко кто выговаривает. И то, что на пике моды сейчас, когда-нибудь станет обыденным, уйдет на более низкий уровень, появятся другие увлечения. Человек развивается…

Дмитрий БОЛОТОВ
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

В ЗС приняли весеннюю корректировку бюджета 18 апреля в Заксобрании Красноярского края прошла сессия, на которой рассмотрели 42 вопроса. Ключевым из них стало обсуждение весенней корректировки регионального…

Наталья Герасимова: «Лучшее, что взрослые могут сделать для детей, – это вкладываться в отношения с ними» Образование детей – в руках родителей, а при той скорости изменений, которые происходят сейчас, никакая школа мира не успеет дать все необходимое…

Александр Афанасьев: «Число private-клиентов Росбанка в Сибири выросло на 20%» В ситуации глобальных экономических перемен вопросы инвестиций и развития бизнеса становятся еще более многогранными. Действенную поддержку владельцам…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).