Красноярский рынок ночных клубов еще недавно был, по ощущениям обывателя, одним из самых динамично развивающихся. Новые заведения появлялись как грибы после дождя. Сейчас на рынке явное затишье, и дело не только в отсутствии у бизнесменов инвестиционных ресурсов. Арт-директор бара «Че Гевара» Денис Попенко уверен — все, что нашему городу было нужно для «клубного» счастья, у него уже есть.
Арт-директор красноярского бара «Че Гевара»
Денис Попенко
Концерты – это большая рулетка
— Чем отличается, по вашему мнению, бар от ночного клуба? Вот что такое, по сути, «Че Гевара»?
— «Че Гевара» — это бар, в котором есть развлекательная программа.
— Не совсем понимаю. Бар — это отдельный какой-то формат?
— Мы преследуем цель, прежде всего, напоить да накормить, а уж потом развеселить. Сейчас, правда, в сторону веселья и дискотеки все больше смещается. Бар — это скорее бренд, а не формат.
— Что сегодня с вашим рынком происходит. Еще несколько лет назад было ощущение, что чуть ли не каждый месяц новые заведения открываются, сейчас затишье?
— Если мы говорим о Красноярске, то все, что нужно городу, я считаю, у нас уже есть.
— А в открытых уже заведениях есть какие-то изменения?
— Разве что по эстетике. Идет уклон в простоту и понятливость. Если раньше двигалось в сторону гламура, то сейчас все стараются упростить. Мне-то весь этот гламур никогда не был близок, все эти золотые завитки. Лучше без пафоса.
— «Че Геваре» уже сколько лет?
— Шесть лет.
— Когда она задумывалась, вы сразу планировали, что она станет в городе заметной концертной площадкой? Или вы больше о кухне и сервисе думали?
— Думали обо всем. Одновременно. Изначально было ясно, что будет живой звук. При строительстве это учитывалось, у нас достаточно много дерева в интерьере, пульт напротив сцены, все это важно для звука. Душ и туалет в гримерке, что важно уже для самих артистов. Это условия большинства райдеров артистических.
— В доходах у вас что на первом месте, прибыль от концертов, входные билеты или чек?
— Вся концертная история — это большая рулетка. Прогнозировать в этом бизнесе очень сложно.
— Пролетали часто?
— Бывало и пролетали. И даже понимая, что пролетим, все равно везли артистов. Если думали, что эстетически и по стилю именно эта группа нам близка, что в стенах «Че Гевары» именно она будет органично выглядеть, адекватно звучать. Создаст то настроение, к которому мы стремились. Эта история «Биллиз Бэнда», например.
— Хотя Билли Новик вроде востребованный в определенных кругах артист…
— В европейской части страны его знали, но у нас первые два концерта были в минус. Определенный эстетический момент всегда мы преследовали, несмотря на финансовые потери. Тоже было и с «Хоронько-оркестром». Пусть и проекты не очень дорогие.
— Меня экономика интересует, прежде всего. Вы входные продаете в день концерта дороже, а кухня в этот день падает по выручке?
— Есть касса концерта, концертные билеты. А кухня… чем хорошо, когда само заведение делает концерт? Ему не надо, как промоутеру, у которого площадка чужая, думать о заработке с выступления. Ноль на кассе концерта — это уже хорошо. Остальное уже все идет в плюс. А промоутеру надо всегда о запасе думать.
Я созваниваюсь с директорами заведений из других городов, один из них мне говорит: «По входу я не окупил, но по бару у меня плюс». Мы стараемся разводить эти вещи, считаем отдельно. Чтобы было все по-честному. Концерт — это концерт, бар — это бар. Иногда делаем проект специально, чтобы пришла определенного рода публика. Например, мы понимаем, что если выступает группа «Аматори», выручки с бара не будет. Аудитория молодежная, покупать много они не будут, да и продавать сложно, некоторым еще нет 18 лет. Или, наоборот, концерт Евгения Маргулиса, там публика солидная и чек однозначно вырастет.
Сначала модное, потом классическое
— «Че Геваре» уже 6 лет. Как вы считаете, она не устарела? Вы не собирались у себя по этому поводу, не думали? Есть же мнение, что клуб живет года три примерно.
— Ну, три года, это условно конечно. Хотя все устаревает и народу хочется свежего.
— 6 лет назад ощущалась, что это бомба, что это что-то новое, к вам народ просто ломился…
— Потому что новое для Красноярска было явление. Сейчас такого же плана заведения в городе открываются, туда публика приходит.
— Сейчас «Че Гевара» выпала из обоймы модных заведений?
— Многие заведения сначала воспринимаются как модные, ультрамодные, потом становятся классическими.
— «Че Гевара» на этом пути где?
— Хочется уже думать, что стала классикой. Именно потому, что появились заведения, похожие по формату. Мы же продвигали эстетику бара-кабака, и приплюсовали эстетику рок-н-ролла. В Красноярске раньше было как? Либо кабак, либо рок, не было вообще такого понятия «рокешный» клуб.
— Вы часто у себя что-то меняли, интерьер, кухню?
— Я бы не сказал, что мы меняли. Мы улучшали. Глобальных каких-то изменений не было, мы что-то украшали к определенным концертам, например к выступлению «Тито и Тарантула».
— Менять потребности не было? Народ и так ходит?
— Эстетика наша чем хороша: чем старее, винтажнее, зашарпаннее, тем лучше. К нам приезжали музыканты разные российские, которым у нас именно поэтому нравится. Они говорят — классно, ничего менять не надо.
— В меню у вас были в начале какие-то мексиканские штуки…
—Они и сейчас есть. Но по поводу кухни лучше с поваром нашим говорить. Я это не отслеживаю, боюсь сейчас что-то недостоверное сказать.
—Тогда в кухню не пойдем. Давайте вот о чем поговорим… Арт-директор — основная фигура, влияющая на заполняемость…
— Это моя основная задача. Нагнать людей…
— Вы изучали свою публику? Кто к вам приходит? Условно говоря, портрет клиента?
Денис Попенко: ноль на кассе концерта — это уже хорошо, остальное все идет в плюс
— Не секрет, что сначала приходит дорогая публика. Потом она перемещается в новые какие-то заведения, которые только открываются, это аксиома. Понятно, что на концерты, а это наша ниша, которую мы уверенно держим, так вот на концерты эта публика возвращается. Но в обычные дни все со временем смещается на демократичный вариант. Сейчас у нас не редкость клиенты до 25 лет.
— В связи с понижением возраста клиента, чек средний проседает?
— Наверное, но молодых людей просто больше. За счет количества все выравнивается. Молодежь не так дорого пьет и ест, но их просто много. У нас есть и студенческая аудитория.
— Состоятельные студенты?
— Ну, если он позволяет себя каждые выходные в бар ходить, какие-то коктейли заказывает…
— На папины деньги…
— Может он где-то и работает.
— Постоянная публика у вас есть?
— Есть люди, с которыми я здороваюсь.
— А к ним какие-то специальные маркетинговые ходы применяли?
— На праздники звали, когда отмечали годовщины нашего бара. 6 лет, правда, мы сильно не праздновали, но вот на пятилетие их звали.
Я и так всегда был на дискотеке
— Вы сами где в молодости время проводили?
— Мне было проще, я же танцевал в гоу-поддержке, поэтому и так всегда был на дискотеке. Лет 10 танцевал, работал с культовым в Красноярске танцором Андреем Мотором.
— Как в арт-директоры занесло?
— Мы делали как промоутеры некоторые вечеринки. И я уже был на этой почве знаком с владельцами «Че Гевары». Они мне это дело доверили, большое им спасибо. Изначально у меня базы не было, профессию я не знал. Я, конечно, понимал, где в нашем городе танцоры, где ди-джеи, но вот по поводу привоза артистов представления не имел тогда.
— «Че Гевара» у нас, по позиционированию, рок-площадка. Откуда ноги растут у этой направленности?
— Изначально это была позиция учредителей, и я им за это очень благодарен.
— Какую музыку слушали в школе?
— Тоже рок слушал. Но никогда не думал, что буду здороваться с Гребенщиковым за руку.
— То есть любители рока обязаны именно учредителям «Че Гевары», что слышат своих любимых артистов живьем?
— В каком-то смысле, да. Они выдержали этот формат. Это было продумано с самого начала. Меня тоже направляли и учили, когда я пришел туда работать. По большому счету, мне очень повезло. В первую очередь спасибо Дмитрию Степанову. С его подачи я четко понимал, что делать, он всех своими идеями заражает. В тот момент такие концерты почти негде было делать.
— После «Че Гевары» у всех артистов хорошие остаются воспоминания?
— Я надеюсь. Мне приятно, что они у себя в Москве нас знают. Многие артисты уже понимают, что если в Красноярске концерт в «Че Геваре», то у них никаких проблем не будет.
— Несколько вопросов напоследок. Что для Дениса Попенко деньги?
— Деньги — это инструмент.
— Для чего?
— Да для всего.
— То есть, вы деньгами не болеете?
— Хочу ли я больше заработать? Знаю ли, сколько у меня в кармане денег? Нет. О деньгах надо меньше думать. В рабочие моменты понятно, что мы деньги считаем. Но если о себе, о личном ощущении, я думаю, что они отвлекают от основных идей.
— Что для Дениса Попенко любовь?
— Я точно знаю, что любовь дает силы. Любовь, так или иначе, к женщине, к ребенку, это мотивация к жизни. Жизненная энергия. Любишь — живешь. Никого не любишь — жизнь становится пресной.
— Что для Дениса Попенко Красноярск?
— Честно, никогда не хотел отсюда уехать. У меня есть много друзей, которые куда-то уехали, и у меня была такая возможность. Но я не захотел. Я задавал себе вопрос почему, может, я чего-то боюсь? Но нет. Мне в этом городе хорошо и удобно. Я просто чувствую, что здесь я дома.
Дмитрий БОЛОТОВ
ДЕЛА.ru