интервью

Андрей Козиков: «Чистые луга» вышли из молочной бочки

«Покупайте местное» — с недавних пор установка на региональных производителей стала заметным трендом продовольственной политики края. Пока власти с разной степенью успешности пытаются воплотить в жизнь проекты продвижения местных продуктов, компания «Чистые луга» от месяца к месяцу наращивает свои продажи и круг покупателей — не афишируя свою деятельность и рассчитывая только на собственные силы.

О том, как практически с нуля добиться успеха в таком тяжелом и неповоротливом бизнесе, как производство сельхозпродукции, ДЕЛА.ru побеседовали с генеральным директором компании Андреем Козиковым.

Андрей Козиков, генеральный директор компании Чистые луга г. Красноярск
Андрей Козиков, генеральный директор компании «Чистые луга»

— Андрей Викторович, вот только что завершился конкурс на лучший продо­вольственный товар Красноярского края. Вы ведь не участвовали? Почему?

— Нет, не участвовали. Вы знаете, нас редко куда-либо зовут. Но мы не в обиде, потому что и сами не очень рвемся и даже радуемся, что нас на них не приглашают. Конкурсы отнимают слишком много сил и времени, которое лучше потратить на производство. А с продвижением своего товара проблем у нас нет.

Упирать на то, что нужно употреблять свое, местное, свежее, выращенное в крае, сегодня модно. А ведь полтора года назад, когда создавалась наша компания, об этом никто не говорил ни слова…

— Вы действительно местные, на 100%?

— Конечно. Все наши поставщики работают на территории края. Хлеб в нашей сети — емельяновский, мука назаровская, яйцо бархатовское. Свинину поставляют свинокомп­лексы «Малиновский», «Восток», «Шуваевский», говядину — предприятия Балахтинского и Емельяновского районов. Молоко, сметана, творог — это «Енисей-Фактор».

В основном мы торгуем мясной продукцией. Вся она перерабатывается на нашем мясозаводе. Производим копченые и вареные колбасы, мясные деликатесы, холодцы, полуфабрикаты — котлеты, пельмени и многое другое. Мощность завода рассчитана на 25 т в сутки, сегодня выпускаем порядка 10. На свою сеть хватает.

— Кроме вас, кто-нибудь еще торгует продукцией под маркой «Чистые луга»?

— Желающих очень много, обращаются и частные предприниматели, и магазины. Но пока мы только ведем переговоры об этом. Специально для тех, кто хочет торговать по франшизе и просто торговать нашей продукцией, мы сейчас создаем коммерческий отдел и службу логистики. Растем.

Когда мы появились на местном рынке, нас никто тут не ждал. И сегодня очень многие обижаются на нас. Мол, «Чистые луга» взялись ниоткуда, создали тут конкуренцию. Получается, что мы многим сломали рынок.

— Как вам вообще это удается — «ломать рынок», сдерживать цены на продукты в своей сети?

— Элементарно. Сами выращиваем сырье, сами перерабатываем, сами продаем. За счет отсутствия посредников на каждом этапе мы и позволяем себе держать цены ниже среднерыночных. Но и при этом очень комфортно себя чувствуем.

Наша главная цель и задача — замкнуть производственный цикл. Полностью вырастить мясо, целиком его переработать и самостоятельно реализовать. Цепочка уже сформи­рована, от сельскохозяйственных предприятий до перерабатывающих и торговых, но пока это удалось сделать не в полном объеме.

Это сложный и долгий процесс, который сдерживают многие факторы, включая природ­ные. Вот, к примеру, со свининой проблем вообще нет, с насыщением рынка здесь все лучше и лучше. Нас часто спрашивают: а с говядиной когда так же будет? А с говядиной ничего не изменится до тех пор, пока корова будет вынашивать теленка 9 месяцев и рожать по одному или два. Против природы не пойдешь.

Только в этом году мы купили 427 племенных нетелей. Это огромные затраты — корма, содержание, уход, они накатываются, как снежный ком. Но если мы хотим развиваться дальше, в животноводство необходимо вкладывать средства.

— Где «Чистые луга» перерабатывают выращенное мясо?

— Наш завод находится в Железногорске. С ним нам очень повезло. Знаете, я повидал достаточно мясных производств на территории края, и многие из них вызывают печаль­ные чувства — оборудования не хватает, многое делается вручную. У нас, к счастью, производство организовано иначе.

— Почему именно в Железногорске?

— В свое время, когда идея компании еще зарождалась, мы начали присматривать производственные площади и случайно наткнулись на объявление о продаже мясного завода в Красноярске-26.

Приехали посмотреть и были поражены увиденным: завод площадью 5 тыс. квадратов оказался построен по всем советским стандартам, предусмотрено все — поточность, канализация и вода, дефростеры, производственные и складские помещения. На потолке — монорельсы с тележками. И все великолепно сохранилось, оставалось сделать только косметический ремонт. Немаловажно было и то, что завод продавался дешевле, чем подобные площади в Красноярске, а мы же сельхозники, считаем каждую копейку.

Поначалу мы рассчитывали производить здесь только полуфабрикаты. Но по наследству нам досталась и частично разукомплектованная колбасная линия. И даже настоящие коптильни на дровах. Мы их сохранили, сегодня поставщики заготавливают для нас осину по всему краю, перед заводом лежит целый склад таких дров: с дымом от другой древе­сины вкус мяса будет уже не тот.

Гордимся тем, что все наши копчености натуральные, без химикатов. Интересно, что люди уже привыкли к химии и поначалу, когда покупают наши продукты, удивляются их вкусу. Зато потом идут только к нам.

— В общем, гордитесь наследием прошлого…

— И не только. Гордимся и современным оборудованием. Когда мы начали работать на заводе и поняли, что все получается, продукция продается, мы съездили в Германию и купили полностью автоматизированную линию по производству мясных полуфабрикатов. На всей линии работают один оператор и один помощник. Фарш загружается в машину, затем формуется, идет в панировку и по конвейеру — в шоковую заморозку. Через 20 минут выходит котлета, готовая к упаковке. Никакой ручной лепки, никаких противней или тележек.

Кроме того, на заводе установлено оборудование, которое в автоматическом режиме позволяет доводить до готовности полуфабрикаты. Это фритюрница длиной 9 м, потреб­ляющая 260 кВт электроэнергии, в которую заливается около 700 л растительного масла, и огромная пароварка длиной 12 м для приготовления изделий на пару.

— А для чего доводить до готовности полуфабрикаты? Вы же не продаете их в павильонах «Чистых лугов»?

— Мы продаем их и в школы, и в столовые крупных предприятий края, и даже в другие регионы. Кстати, цены на свою продукцию мы можем сдерживать и за счет высокотехно­логичного оборудования и автоматизации процесса.

Для выпуска колбас на заводе также работает современная линия, купленная в Герма­нии. Со времени ее установки продажи колбас постоянно растут.

— Что из ваших мясных продуктов пользуется особенным спросом?

— Мясо деликатесное, наверное. Соленое сало. Хорошо берут «Докторскую» колбасу и «Краковскую», куриные рулеты. Из полуфабрикатов — куриные отбивные, пельмени. Основной набор такой.

Есть у нас еще один сорт колбасы — «Московская». Когда мы купили мясозавод, многие прежние работники вернулись к нам на производство. Они предложили: давайте делать «Московскую» колбасу, очень популярную в свое время. Мы восстановили рецепт и выпускаем эту марку. Лично я готов есть нашу «Московскую» с утра до вечера.

— Не бывает так, что продукция залеживается?

— Нет. Мы каждый день производим поставку с завода. Машины грузятся в 6-7 утра, до 11 часов все свежие товары уже в магазинах. Схема отработана. У нас хорошо налажена логистика, отслеживаем каждую точку. Если, например, продавец ошибется при заказе конкретного товара — это заметит оператор.

Свежая колбаса, мясо и молоко нужны людям каждый день, и мы доставляем продукты без выходных и праздников, работаем буквально «с колес». Хлеб привозим дважды, утром и после обеда, по 500-700 буханок в один магазин.

— Свежее мясо — это вы о мясных деликатесах?

— Да, но охлажденное сырое мясо мы тоже планируем продавать. Для этого нужны стационарные магазины, где площади позволят заниматься такой торговлей. Ведь в идеале сортовой разруб тоже нужно делать на местах, непосредственно перед продажей.

Пока у нас открыты два стационарных магазина — в Зеленой роще и на Пашенном. А вообще число торговых точек планируем довести до 70. Сегодня их 35.

— Получается, за полтора года компания открывала по два павильона в месяц…

— Нет, было время, когда открывали даже по одному в неделю.

Андрей Козиков: людям не нужны чипсы, им хочется мяса, деревенской колбасы, домашних котлет, вкусного хлеба и свежего молока
Андрей Козиков: людям не нужны чипсы,
им хочется мяса, деревенской колбасы, домашних котлет, вкусного хлеба и свежего молока

— Как вообще возникла идея «Чистых лугов»?

— Идея самостоятельно производить и продавать сельхозпродукцию у нас родилась, наверное, году в 2007-м. Через год оформилась окончательно, в 2009-м мы начали задуманное внедрять. Подстегнула тогдашняя ситуация на рынке.

Наши хозяйства тогда уже производили молоко, но из-за политики крупных молокоза­водов его просто некуда было девать! Заводы тогда до предела опустили закупочные цены, до 5-8 руб. за литр, при том что себестоимость производства молока в хозяйствах никогда не опускалась ниже 9 руб. В то время крупным производителям дешевле было продавать порошковый напиток, этим они и занимались. И только когда был принят закон, запретивший называть молокопродукты молоком, ситуация начала меняться к лучшему.

Так вот. С реализацией молока у нас возникли большие проблемы. Строить свое пере­рабатывающее производство? Но для этого требовались миллионы, да и сам процесс согласования затянулся бы как минимум на год. И тогда пришла спасительная идея: давайте купим бочки и предложим наше цельное неразбавленное молоко населению.

Проконсультировались с ветеринарной службой, узнали все требования. Бочковое молоко обязательно пастеризуется: нагревается до 76 градусов, чтобы погибли вредные для человека бактерии. Получили разрешение, закупили 10 молочных бочек, маркировали их своим логотипом и однажды утром развезли по городу.

Это было лето 2009-го. Такой рутинный день. Готовясь к молочной торговле, мы все время очень переживали, пойдет она или нет. Но вот, отправив бочки, в суете, заботах и забыли о своем молоке. И вдруг… Телефоны раскалились, с разных телеканалов звонят и просят об интервью, губернатор поехал бочки смотреть, мэр…

Закрылись мы в кабинете и думаем: что же мы наделали? Куда мы вляпались? Тогда-то и поняли, что надо всерьез развивать сельское хозяйство, что людям надоели пласт­массовые продукты и порошковое молоко, они хотят настоящего. И мы начали активно действовать в этом направлении. Из тех бочек и родилась настоящая идея «Чистых лугов».

После этого понеслось. Мы были первыми, кто начал продавать молоко в бочках. Сегодня у нас их уже 50, каждый день торговать выезжают 45-47 штук.

Кстати, в 88-й федеральный закон поправки о бочковом молоке внесли именно на нашем примере! В тот период все активно кинулись заниматься молоком из бочек. Но на сегод­няшний день работать остались единицы.

— В чем же сложности?

— На самом деле это очень трудоемкое и ответственное дело. Перед тем как наша бочка приедет на место торговли, она побывает на трех ветеринарных постах. Сначала идет проверка на ферме, затем в цехе розлива, и третий пост — в городском районе, где идет продажа. Все пробы берутся в присутствии врачей, бочка пломбируется, молоко прове­ряют в лабораториях, и только потом выдается разрешение на торговлю.

— Вернемся к замыслу «Чистых лугов». Бочки поехали по городу, идея оформи­лась, а дальше?

— Дальше была зима. В 2009 г. морозы как начались в ноябре, так и продолжались до марта. И весь наш новый бочковой бизнес стал потихоньку замерзать. Молоко-то не мерзло внутри бочек, они изотермические, за десять часов оно теряло не больше двух градусов. Но страдали от погоды продавцы и покупатели. Ломалось железо: краны перемерзали, трубы. Тогда мы начали думать, что предпринять. И решили: а что если поставить рядом с бочками палатки?

Пришли в городскую администрацию и попросили выделить место под них. И тут кто-то из администрации сказал — а может, вы тогда и хлеб там деревенский продавать будете? А может, и мясо?

Стали мы обдумывать уже такую возможность и решили, что нужны особенные павильоны, обычные ларьки уже никого не привлекают. Нарисовали эскизы, пришли к Пимашкову, показали — понравилось.

Еще зимой, когда мы кое-где закрыли точки продажи молока, покупатели на нас жаловались, по тем жалобам нас таскали в администрацию — мол, нельзя так, людей раздразнили, а теперь все убираете… И вот мы со своими красивыми магазинами рассказываем: этот проект позволит нам снабжать город деревенскими продуктами круглый год.

Нам пошли навстречу, и мы очень благодарны городской власти и мэру — оперативно были выданы разрешения, начато строительство.

— Андрей Викторович, в компании отмечают дату рождения «Чистых лугов»?

— Сложно сказать, когда именно она родилась по-настоящему. Но первый магазин мы открыли 6 марта 2010 г. на Металлургов, 12. Долго никому об этом не говорили, к нам приходили только местные жители. Смотрим, а их все больше…

В первые несколько недель мы сами стояли за прилавком, спрашивали людей — скажите, что вам надо, мы привезем. Так и сформировали ассортимент. Затем открыли второй, третий павильоны. Поняли — пошло! Потом заказали сразу 10 магазинов, затем еще… За полтора года их стало 35. Людям нравится, нас все устраивает. Все так хорошо, удачно получилось.

— А можно сказать, в чем все-таки секрет этого успеха? И с чего надо начинать?

— Прежде всего нужно придумать что-то, чего нет на рынке сейчас. Зачем торговать тем, что легко можно купить в соседнем магазине? Людям не нужны чипсы, им хочется мяса, деревенской колбасы, домашних котлет, вкусного хлеба и свежего молока.

Я считаю, главное — это осознать потребности покупателей и исходя из них грамотно и вдумчиво составить ассортимент. Но при этом делать продукт хорошо. И не взвинчивать цены: у нас, например, хлеб как стоил в день открытия первого магазина — 6 марта 2010 г. — 10 руб. 80 коп. за буханку, так и стоит до сих пор.

— Цены сыграли на руку вашей репутации?

— Думаю, свою репутацию мы заработали прежде всего качеством. Хотя это сегодня такое замыленное слово. К тому же одного качества недостаточно, можно хорошо сделать продукт, но доставку его осуществить с нарушением сроков.

Так что я думаю, еще один секрет нашего успеха все-таки в ответственности. В это понятие включается все. Например, задумывая торговлю бочковым молоком, мы могли бы, как это делают многие, взять квасные бочки, помыть и использовать их. Но мы решили сделать все современно и безопасно. Выложили 120 тыс. руб. за одну новую бочку, рискнули рублем. И риск оказался оправданным.

— В дальнейшем намечаете какие-либо интересные проекты? Что вообще у «Чистых лугов» в планах?

— Планов множество. Будем развивать сеть магазинов, переходить к другим, более современным и удобным, форматам торговли. Параллельно с этим хотим развивать сельское хозяйство, наращивать базу, стремиться к тому, чтобы по максимуму торговать своими собственными продуктами.

Это на перспективу, а в ближайшем будущем компания начнет строительство молоко­завода. Сейчас мы уже заключаем контракты на производство оборудования. Это будет суперсовременное предприятие, полностью автоматизированное. Мы точно знаем, что именно будем производить — свежие йогурты, настоящее сливочное масло, которое сейчас купить трудно. На открытие завода пригласим всех и покажем, как должно выглядеть современное перерабатывающее производство.

— А в другие регионы выйти не планируете?

— Нет, пока нет таких намерений. В другом регионе мы сразу потеряем свою изюминку — там мы уже не будем местными производителями. Другое дело, если начинать развивать сельское хозяйство и там — но у нас и здесь этой работы непочатый край. Так что пока мы здесь.

— Андрей Викторович, последний вопрос. Какие эмоции вызывает у вас ваш бизнес?

— Только положительные. Один из наших магазинов стоит у меня во дворе. Я захожу в него и рано утром, и возвращаясь домой. Работы всегда много, но она очень радует.

Татьяна Алешина

ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Наталья Герасимова: «Лучшее, что взрослые могут сделать для детей, – это вкладываться в отношения с ними» Образование детей – в руках родителей, а при той скорости изменений, которые происходят сейчас, никакая школа мира не успеет дать все необходимое…

Александр Афанасьев: «Число private-клиентов Росбанка в Сибири выросло на 20%» В ситуации глобальных экономических перемен вопросы инвестиций и развития бизнеса становятся еще более многогранными. Действенную поддержку владельцам…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).