Проект красноярского бизнесмена Андрея Шевелева — «Фингерпост» — обещает перевернуть ситуацию на рынке внутреннего туризма. «Фингерпост», получивший поддержку регионального бизнес-инкубатора, делает доступ к местному отдыху простым, а цены — умеренными.
В Красноярске стартует сезон отпусков. За два десятка лет рынок туристических услуг в городе вырос, окреп и цивилизовался — но лишь в плане организации зарубежного и выездного (дальнего) российского отдыха. Местный туризм как был, так и остался диковат, и чтобы отдохнуть на каком-нибудь живописном берегу у целебного озера в крае, по-прежнему нужно потратить немало усилий. Подыскать базу отдыха, связаться с ней, уточнить подробности, узнать, какие места свободны, забронировать их. Потом необходимо еще как-то переправить предоплату на туробъект: хорошо, если есть агенство или отдел продаж, до которых, кстати, еще надо доехать.
При этом цена проживания на местных курортах, как это ни парадоксально, зачастую превышает стоимость зарубежного отдыха. Принципиально новый для Красноярска туристический проект компании-резидента КРИТБИ —
«Фингерпост» — обещает изменить ситуацию и «расшевелить» местный отдых.
Идея «Фингерпоста» принадлежит известному красноярскому предпринимателю Андрею Шевелеву, создателю проектов «Re: Цифровой», «Цифровой папа» и других ДЕЛА.ru поговорили с ним о рождении замыслов и вхождении в рынок, планах и секретах бизнеса и многом другом.
Андрей Шевелев, предприниматель, создатель проектов «Re: Цифровой», «Цифровой папа», «Фингерпост»
— Андрей, расскажите кратко: в чем суть вашего нового проекта? «Фингерпост» — это …
— …Если предельно точно, то это — информационная платформа, которая одновременно является облачной системой учета для объектов размещения, дистрибьюторской системой для офлайн- и онлайн-турагенств, системой онлайн-бронирования для частных лиц и информационно-техническим решением для организации туроператорской деятельности.
Технологическое решение проекта — это, говоря современным языком, IDS (Internet distribution system). Схожий пример — Expedia.com, то есть некий облачный сервис, к которому с одной стороны подключены авиакомпании и отели, а с другой — туристические агентства и другие каналы продаж.
Если же иметь в виду брендовое решение, то мы называем себя «Фингерпост: оператор местного отдыха».
—Типа «Пегас», «Корал» …?
— В общем, да. Но эти компании занимаются зарубежным отдыхом. И до недавнего времени в стране не существовало ни одного яркого бренда, работающего в направлении российского туризма, в сегменте краткосрочного местного отдыха.
— О въездном туризме у нас давно говорят…
— Нет, въездной туризм — это другое направление. Мы работаем именно в сегменте местного туризма для местных жителей. Здесь наши основные компетенции. Потому как имеем исключительное понимание того, как функционирует бизнес классической турбазы.
— Давайте тогда разберемся. Кто потребитель и кто поставщик вашей услуги?
— Поставщики услуги — владельцы туристических объектов, которые имеют рекреационную специфику. Проще говоря, собственники турбаз, домов отдыха, курортных отелей, санаториев.
— А если компания организует тур на плато Путорана?
— Нет, туры-экспедиции — это не наша история. Туристический продукт таких фирм не технологичен и пока не пригоден для нашего решения. «Фингерпост» создан под объекты расселения отдыхающих. В перспективе они составят около 80% нашего турпродукта, еще какой-то процент придется на трансфер — не авиа- или ж.-д. транспортом, а автобусами, которые будут довозить клиентов до баз отдыха.
Вот под этот конкретный сегмент, стационарные базы отдыха, мы и создали систему онлайн-продаж.
Образно говоря, продавец выставляет на прилавке свой товар, дистрибьютор берет его с полки и продает клиенту. А мы выстраиваем в интернете один большой прилавок.
— То есть охватываете букингом местные курорты.
— Совершенно верно. До этого сегмента системы бронирования раньше не дотягивались. Причина в том, что местные базы отдыха имеют очень слабую информационную готовность. У них даже юридических лиц подчас нет, не говоря уже о POS-терминалах для обработки данных платежных карт клиента. На многих объектах нет интернета.
Если, допустим, на Алтае уже создана развитая курортная зона, то у нас, например, на озере Беле, самом большом минеральном водоеме Восточной Сибири, нет даже электрического освещения!
— А в чем состоит инновационность «Финегрпоста»?
— Мы предоставляем базам отдыха бесплатную облачную систему учета бронирования, в которой они могут вести свою «шахматку» — по сути это своего рода «1С-ка» в интернете. К ней могут присоединяться туристические агентства, работающие онлайн, а также в офлайне — так, на днях к «Финегрпосту» подключилось уже сотое турагентство Красноярска. То есть сейчас в системе работает пятая часть всех туристических фирм города, которых, по официальным данным, насчитывается 500.
Это пока сегмент «для бизнеса». Мы начали именно с B2B. Работать на старте с конечным потребителем было бы дорогим удовольствием. Кроме того, в России есть статистика, что 85% турпродукта продается офлайн. Это в Европе офлайновые продажи и продажи туров через интернет составляют 45 и 55% соответственно.. Но, конечно, в перспективе и у нас в стране ситуация будет меняться, так что, я уверен, будущее есть лишь у турагентств с внятной онлайн-стратегией.
— Сколько баз отдыха подключены к «Фингерпосту»?
— На вторую половину мая — уже более 80.
— За какой период вышли на такой показатель?
— Мы считаем днем рождения системы 25 декабря прошлого года, когда прошла первая транзакция: клиент купил новогодний тур на Красноярском море. Сейчас, в текущем моменте, осуществляется более 20 транзакций в день.
Отмечу, что пару месяцев мы потеряли этой зимой, когда пытались с сырым еще продуктом выйти на сибирский рынок, в Новосибирск и Иркутск. Допустили ошибку, больше не отвлекаемся, «допекаем». Самое главное, делать из таких ошибок выводы.
Зато очень удачной оказалась идея продавать проживание в будние дни по особым ценам:
не секрет, что загрузка баз отдыха в выходные велика, а с понедельника по пятницу они часто простаивают. Когда мы предложили через «Фингерпост» тур на 5 дней по цене 1900 руб. на человека на базе, которая расположена на озере Беле, пошел просто вал клиентов. Так мы сразу повысили спрос на использование нашей системы.
Мы продолжим создавать такие продукты, раздавая турагентствам проморешения сезонного значения. Ведем переговоры с базами на предмет создания и продвижения и таких туристических продуктов.
Однако на В2В мы не останавливаемся, считаю, за полгода мы накопили ресурс и сейчас выходим на потребительский рынок. В ближайшее время планируем подключить к системе сеть терминалов «Платежка». В каждом терминале будет установлен интерфейс, где любой сможет найти, забронировать и оплатить местный тур.
— Андрей, вы в красноярском бизнесе достаточно известный человек. Как у вас возникла идея переключиться на туристическую сферу? Или построили базу отдыха и столкнулись с проблемой продаж?
— Для меня главное — то, что идея интересна, а с какого она рынка, имеет второстепенное значение.
Но, конечно, идеи не падают с неба, они берутся из повседневности.
На Беле мы в свое время построили большой комплекс площадью 13 гектаров. Там 33 домика, много сопутствующих услуг: есть столовая, тандыр, конно-спортивная школа, кайтинг.
У нас была проблема с отделом продаж, который приходилось содержать целый год несмотря на то, что база работала только летом. Во-вторых, база отдыха, имея ажиотажный спрос в выходные, в будни и в низкий сезон в большинстве своем простаивает. Чтобы продавать будни, надо было развивать другие каналы продаж. А это вложения.
В принципе, идею о том, что свою сетку бронирования база отдыха или отель может вести онлайн, подсмотрели в интернете. Решили ее усовершенствовать: почему бы не подключить к ней еще и турагентства? Примерно через год эта идея воплотилась в проект. Создали интерфейс, разработали программу. Надо было выходить на стартап, и я решил посвятить этому проекту все свое время.
— А для чего обратились в КРИТБИ?
— За государственной поддержкой. Статус резидента облегчает путь к получению субсидий.
Второй момент заключается в том, что бизнес-инкубатор — это инновационная среда, в которой возникает синергия знаний.
Тренинги, обучающие семинары, встречи и общение стимулируют к рождению новых идей, позволяют получить необходимые сведения и знания. Кроме того, важно, что резиденты получают информационную поддержку при выведении своего продукта в публичное пространство, на рынки.
— Вы продолжаете работать и над другими своими проектами?
— Да, но больше делегирую. Сейчас в фокусе нашей группы компаний, помимо компании «Фингерпост», — «Цифровой папа» и интернет-магазин «Свежее на дом». Проект Celler недавно продан, он был классическим интернет-магазином, в нем я наработал свои первые компетенции в сфере коммерции в интернете. Были ошибки, но это нормальный процесс в развитии любого бизнеса.
— Я так понимаю, что и с «Фингерпостом» вы все время двигаетесь вперед. Куда именно, какая мысль засела в голове?
— Очень хочу создать федерального оператора местного отдыха. Если раньше я ограничивался Красноярском, то сейчас хочется большой истории. Буду решать эту задачу всеми своими ресурсами.
— Это значит, что снова придется выходить на рынок Сибири…
— Мы не зря получили свой отрицательный опыт и теперь понимаем, что дистрибуцию надо делать по-другому. Подключать email, маркетинговые и телемаркетинговые агентства, то есть тех, кто на аутсорсинге занимается активными продажами. Надо становиться более технологичными.
— Какова должна быть степень «освоенности» Красноярска, чтобы вы поняли: настал момент идти дальше?
— Чтобы на каждом втором турагентстве города, наряду с вывеской «Пегас» и прочими, была вывеска «Фингерпост», а само агентство имело опыт продаж местных туров. И чтобы к системе были подключены и агентства из края и соседних территорий — на нас сейчас выходят компании Ачинска, Абакана, Бородина.
А когда отладим здесь все бизнес-процессы, «докрутим» систему, то пойдем дальше: в сибирские города.
Отточим там тактику развертывания. А затем можно будет растиражировать сервис и на всю Россию. Будем искать инвесторов, причем не тех, кто просто даст денег, а компании, которые смогут обеспечить синергию для развития бизнеса.
Дмитрий БОЛОТОВ
ДЕЛА.ru