интервью

Александр Пономарев: «В гонках на выживание зрители ревут громче, чем моторы участников»

Любителям автомобильного спорта в Красноярске давно уже есть на что посмотреть. А в последние три года к классическим кольцевым гонкам добавился «экзотический» вид автосостязаний — «Гонки на выживание». Ближайший этап состоится совсем скоро, 14 сентября. О том, чем интересен этот самый адреналиновый вид соревнований, ДЕЛА.ru рассказал двукратный вице-чемпион по «Гонкам на выживание», мастер спорта России по автомобильному спорту Александр Пономарев.

Александр Пономарев
Александр Пономарев, двукратный вице-чемпион по «Гонкам на выживание» в Красноярске

— Александр, если коротко: что такое «Гонки на выживание»? В чем их отличие от других автомобильных состязаний?
— «Гонки на выживание» — это контакт­ный автокросс: участники должны пока­зать свое мастерство и приехать первы­ми к финишу, но при этом им дозволено выталкивать и переворачи­вать машины соперников. Это и самый экстремальный, и самый зрелищный вид автогонок, но при этом довольно демократичный: машины-«выживалки» можно подготовить с минимальным бюджетом.

В Красноярске такие гонки проводятся уже больше 10 лет. Каждый год «Кубок по Гонкам на выживание» насчитывает четыре этапа: первый проходит в марте, второй — в июне, третий — в сентябре, и завершаются соревнования в ноябре.

— Кто организует их в Красноярске и где проходят «Гонки»?
— Это дело рук группы энтузиастов, соревнования проводятся совместно с Центром автомотоспорта «Форсаж». Судейский корпус в полном составе нам предоставляет Железногорская автомобильная федерация, а Александр Созинов, руководитель гонки, — опытный судья международной категории, его знают по всей России.

Трассу для заездов сейчас усиленно готовят рядом с «Форсажем»: косят траву, ровняют грунт грейдером, а все пилоты заняты доводкой своих автомобилей.

— Машины для «Гонок на выживание» нужны специальные?
— Конечно. Каждый выступает на своем «болиде», переделанном согласно требованиям техрегламента. Они довольно серьезные и направлены на то, чтобы по максимуму обезопасить гонщика и зрителей. У каждой машины должен быть прочный внутренний и наружный каркас, который не должен сминаться при опрокидывании и контактной борьбе.

Автомобиль Гонок на выживание
Автомобили для гонок переоборудованы из обычных легковушек

По регламенту объем двигателя не должен превышать 3 л, неважно, турбированный он или нет, а привод разрешается только на одну ось: переднюю или заднюю. Полный привод запрещен, чтобы пресечь «гонку вооружений». Соревнования проводятся не на асфальтовом покрытии, а на грунтовке, и при избытке мощности гонщику придется бороться с машиной, а не с соперниками.

Есть рекомендации и к экипировке водителя: огнеупорные комбинезоны, шлемы, перчатки, обувь, защита для шеи.

— Раз все так серьезно, не каждый может стать пилотом?
— Напротив, у нас даже нет возрастных ограничений: участвовать в «Гонках на выживание» можно с 15 лет. Единственное условие — несовершеннолетние должны принести нотариально заверенную доверенность от родителей. Верхний предел возраста тоже не ограничен, заявлялись участники, которым было глубоко за 50.

— Сколько всего в Красноярске экстремальных гонщиков?
— В этом году в красноярских гонках соревнуются порядка 17 участников. Многие приходят из других дисциплин, например, Костя Окулов и Игорь Баранов пришли к нам из дрэг-рейсинга.

Традиционно заезд выглядит как одновременный масс-старт. Квалификации, как в кольцевых гонках, в этом виде состязаний также не проводится: перед их началом организуется жеребьевка, по результатам которой машины в определенном порядке выставляются в стартовый створ. Перед началом заезда обязателен медосмотр: проверяется давление, общее состояние гонщика. Физические нагрузки здесь очень серьезные, пульс на старте под 200 ударов, наверное, адреналин зашкаливает.
Кроме медосмотра, обязателен брифинг — беседа о правилах поведения на трассе.

Гонки на выживание
Участники гонки стартуют одновременно и преодолевают за один заезд 7 кругов по 870-метровой трассе

— Заезды проходят на замкнутой трассе?
— Да, трасса замкнутая, с грунтовым покрытием, протяженностью около 870 метров. Мы сами нарисовали, продумали ее конфигурацию, чтобы гонка была как можно более безопасной и автомобили не могли чересчур разгоняться, ведь во время движения происходят столкновения.

Этап проходит в три заезда, по семь кругов каждый. В итоге определяются три победителя, набравшие больше всего очков, а в конце этапа проходит так называемый «Суперзаезд»: в нем принимают участие все «выжившие». Эта последняя гонка, пожалуй, самая беспредельная, потому что все уже отъездили «обязательную программу», расслабились и никто не бережет машину. И тогда начинается самое настоящее волшебство, а толпа зрителей ревет громче, чем моторы у участников…

Видео «Гонок на выживание»

— Зрители стоят за ограждением?
— Конечно. Все учитывается, просчитаны все зоны возможных вылетов при контакте автомобилей. Зрительская зона огорожена лентой, за порядком следит подготовленный персонал. В принципе, каждый понимает, что если машина весом более тонны на скорости 100 км/ч прилетит в толпу, мало не покажется, это стопроцентный летальный исход для любого человека. Конечно, такое никому не нужно, ни нам, ни зрителям, так что стандарты безопасности у нас соблюдаются жестко.

— Кто выживает в «Гонках на выживание»?
— Тот, кто приехал первым и по дороге успешно избавлялся от соперников.

Существует система начисления баллов: ты не только должен пройти трассу за максимально короткое время, но и по возможности вытолкнуть с нее других гонщиков.

Переворот соперника на крышу — это плюс 5 баллов, выталкивание его за пределы трассы или разворот на 180 градусов оцениваются в 1 балл. Пока участников не так много, судьи успевают фиксировать все данные и передавать в секретариат.

Но по мере того как число гонщиков растет, а это происходит год от года, такие «мелочи» все сложнее отслеживать. В перспективе при оценке останутся только баллы за переворот.

Во время заезда действуют строгие правила. Например, запрещено обгонять или вступать в контактную борьбу под желтый флаг судьи.

— Когда его выбрасывают?
— В случае, если одна из машин перевернулась или сломалась на трассе и водитель еще не выбрался из нее. Как только он покинет машину, обгон и контакты будут разрешены вновь.

Гонки на выживание под Красноярском
В «Гонках на выживание» важно не только прийти первым, но и «раскидать» соперников

— А машина так и останется лежать?
— Да, выбегать на трассу, чтобы ее вытащить, строго запрещено. Вообще выходить на трассу во время соревнований нельзя. Если кто-то из твоей команды или болельщик выбежит на дорогу, гонка будет остановлена, выкинут красные флаги по всей трассе, а баллы участника, чьи друзья оказались за пределами ограждения, будут аннулированы. Жесткая дисциплина необходима для безопасности: у нас как в рестлинге, где спортсмены тоже делают шоу, но соблюдают свод обязательных правил.

— Все это довольно страшно звучит… А ездить по трассе, когда каждый готов в тебя врезаться и вытолкнуть с дороги, страшно?
— Страшно до того момента, пока не дали старт и ты не встал на «стартовой решетке». Хотя, конечно, перед заездом бывает состояние, как у космонавта, будто летишь в пропасть — до тошноты. Надо перетерпеть, потом начинаешь настраиваться. Выкидываешь из головы лишние мысли, и когда уже садишься в машину, то думаешь только о гонке, мысленно представляешь, как поедешь, кто какие ходы будет делать… У всех свой почерк, и ты пытаешься соответственно выстроить свою тактику обороны и атак.

— И сколько гонщиков обычно остается в итоге?
— Как правило, больше половины. Но вообще по-разному. Кто-то ломается уже в первом заезде. Бывает немало технических моментов, может отвалиться колесо. У меня в прошлом году была ситуация, когда на просмотровом круге из двигателя начало вытекать масло: оказалось, на поддоне открутилась пробка. Быстро отыскали болт, прикрутили, я выехал во второй и третий заезд и в итоге стал третьим.

Результаты каждого заезда непредсказуемы.

Например, в этом году я по итогам двух этапов всего лишь на 15-й позиции: на первом этапе, в марте, у моей машины сгорело сцепление, на втором, в июне, я лидировал весь заезд, но на последнем круге взорвался радиатор. Так что сейчас у меня всего 13 очков. Однако в ближайшее воскресенье я надеюсь на свои силы. Терять нечего, надо показать красивую борьбу и порадовать зрителей.

Водитель машины в гонках на выживание
В заезде  «выживает» обычно более половины участников

— Получается, состояние машины важнее навыков вождения?
— Нет, здесь все взаимосвязано. В эту дисциплину приходят очень сильные пилоты. А помимо мастерства нужно еще и везение.

— Александр, как вы вообще оказались в «Гонках на выживание»?
— Я имел опыт вождения в кольцевых гонках, выступал достаточно успешно — стал обладателем Кубка России в 2009 году в командном зачете и выиграл «серебро» в личном. Там научился подготавливать автомобиль и получил огромный опыт в гоночной тактике.

Я благодарен стечению обстоятельств: никто не мог подумать, что в Красноярске построят настоящую гоночную трассу, но так удачно все сложилось, и она есть.
Еще во время участия в кольцевых гонках я заинтересовался дисциплиной, в которой разрешена контактная борьба. Понимал, что это совершенно другие ощущения, и вот в 2011 году решил попробовать. Взял болид в аренду, выехал на трассу… Меня в первую гонку не бил только ленивый, но я приехал вторым. Поездил, понял, что это меня зацепило. Сейчас соревнуюсь на своей машине, переделанной Toyota Celica.

— Такие соревнования проводятся в других городах?
— Да, гонки на выживание популярны в Москве, проходят в Калуге, Ростове — там есть «Бизон мотор-шоу», в котором гоняют даже на тракторах. Мы могли бы поехать на соревнования в другой город, и красноярцам не было бы стыдно за нашу сборную команду, поскольку сегодня уровень местных гонок выше, чем где-либо в России — и в плане организационных моментов, и в вопросах безопасности подготовки машин и пилотов.

Гонки на выживание рядом с Форсажем
Уровень красноярских гонок, по мнению участников, самый высокий в России

У нас очень сильные гонщики — Дмитрий Осин, Игорь Баранов, Константин Окулов, Дмитрий Югай, Александр Эккерт, Никита Лавров. Уверен, что отдача от такой поездки была бы высокой, поскольку она и укрепила бы имидж нашего города, и показала бы уровень подготовки наших пилотов.
Есть и в других странах соревнования с похожими правилами. Вообще они набирают обороты, поскольку

такие гонки — не просто автошоу, в них спорта даже больше, чем, к примеру, в автокроссе, а участники более дисциплинированны.

Как бы они ни «дубасили» друг друга на треке, в жизни всех связывают дружеские отношения. Сама атмосфера мероприятия очень дружелюбная, семейная, открытая. Это очень азартное и увлекательное зрелище, и я уверен, что предстоящий 14 сентября третий этап будет крайне интересным в плане эмоций.

— Зрители, получается, придут к вам в день выборов.
— Да, все даты проведения гонок планируются заранее, еще в январе, тогда о выборах еще никто не говорил. Но мы 14 сентября призовем всех присутствующих выполнить свой гражданский долг и сделать правильный выбор.
Очень надеемся, что в этот день будет хорошая погода.

— А если пойдет дождь?
— Заезды состоятся в любую погоду, только за зрителей всегда переживаем. Если будет слякотно и сыро, им придется померзнуть.

Для такой погоды есть специальная грязевая резина, которая позволяет бороться за победу, не сбавляя темпа. Я тоже приобрел такие шины себе, чтобы сохранять скорость на грязной трассе.

— Для вас «Гонки на выживание» — это хобби или, может, способ заработать? Победитель получает приз?
— Больше, чем хобби. Это часть моей жизни. Зарабатывать, думаю, здесь можно, если найти серьезных партнеров, поскольку гонки предоставляют широкие рекламные возможности. Соревнования каждый раз собирают более 2 тысяч человек, и это как раз самая активная категория потребителей. Есть и призы от спонсоров.

Гонки на выживание
«Гонки на выживание» — самая демократичная дисциплина автоспорта

Вообще надо сказать, что условия участия довольно «либеральные». Стартовый взнос у нас составляет 1000 рублей: на сегодня это, наверное, самые наименее затратные гонки. Покупка автомобиля тоже не обходится так дорого, как в кольцевых гонках, где бюджет участия в одном сезоне достигает порядка миллиона: полмиллиона стоит машина и еще столько же расходные материалы. В «Гонках на выживание» все на порядки дешевле.

Что касается организации, то в целом пока наши соревнования держатся на энтузиазме. Многие удивляются: как это вообще работает, надо же собрать людей, подготовить трассу... Бывает, что приходится вносить свои деньги, и лично у меня затраты пока превышают сумму заработанного. Но дело не в деньгах. Ты расходуешь средства, устаешь физически, но в плане эмоций это такая отдача, что ни с чем сравнить невозможно.

— Если человек захочет участвовать в «Гонках на выживание» с нуля, что он должен делать?
— Никаких проблем: ему надо вступить в нашу группу «Вконтакте»  и написать, что он хочет принять участие в гонках. Всегда подскажем, с чего начать. Понятно, что помимо желания необходима сумма примерно в 50—70 тыс. рублей, на которые можно приобрести автомобиль.

Конечно, следует понимать, для чего тебе все это нужно.

Если в голове только призы, лучше забыть про наши соревнования. Другое дело, если хочется драйва и есть желание достичь мастерства в вождении.

Любая гонка приносит новый опыт. Все мы после каждого этапа отсматриваем видео, анализируем каждый поворот. У гонщиков есть поговорка: гонки не шахматы, надо думать очень быстро. Исход состязаний определяет мгновение: поехал чуть левее, ошибся с решением — и гонка может для тебя закончиться. Надо думать, ориентироваться очень быстро. Часто ловишь себя на мысли, что едешь на инстинктах, чувствуешь соперников спинным мозгом, становишься единым целым со своим автомобилем.

— Александр, под каким номером сейчас выступаете? И как называется ваша команда?
— Так сложилось, что и в кольце и в гонках на выживание я выступаю по номером 33.
До конца 2014 года у меня заключен контракт с компанией «Сакура Моторс», соответственно и команда называется «Сакура Моторс» — Красноярск. Кстати, «Сакура» стала официальным партнером мероприятия.

Автогонки на выживание
Исход соревнований решает мгновение

— Гоночные навыки пригождаются вам во время езды по красноярским дорогам?
— Адреналина хватает в соревнованиях, по городу я езжу спокойно. Конечно, культура поведения наших водителей оставляет желать лучшего. Порой, наблюдая, как какой-нибудь «представитель «Роева Ручья», иначе этих оленей не назовешь, подрезает других водителей или лезет через сплошную линию на встречку, испытываешь желание заработать 5 баллов. Перевернуть обычную машину на дороге для меня не составит труда, два движения — и она уже на крыше. Радует, что таких «гонщиков» периодически останавливают столбы, но ужасно, когда из-за таких водителей страдают ни в чем не повинные люди.

Хотя, мне кажется, в последнее время автолюбители стали осторожнее, сознавая, что на наших дорогах стало происходить очень много аварий с летальным исходом.

На мой взгляд, гонкам место только на гоночной трассе. Думаю, что сезон «Гонок на выживание» следующего, 2015 года, будет очень интересным и насыщенным. Не отпускаю пока и 2014-й: планирую по итогам сезона подняться с 15-го места до пятого, а если повезет, то и до третьего. Все решится уже в это воскресенье…

Татьяна АЛЕШИНА
ДЕЛА.ru

Третий этап гонок сезона пройдет в воскресенье

© ДЕЛА.ru

 

новости

Гадание на телеграме: кто станет мэром Красноярска? В горсовет Красноярска понесли первые заявления от претен­дентов на покинутое мэрское кресло. Названы и члены комиссии, которая сыграет одну из главных…

Марина Сергеева: «В ситуации блокировки соцсетей бизнес решил писать клиентам на e-mail» Сегодня, в условиях геополитических потрясений, бизнес лихорадит. Сначала санкции, потом потеря контактов с аудиторией на привычных площадках для коммуникаций…

Олег Дерипаска: «Нужно привести страну в новую нормальность» Россия оказалась под жесточайшим санкционным давлением. Это давление плюс разворачивающаяся в ответ на эти санкции мировая рецессия, по мнению предпринимателя Олега…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»