Нешуточные преобразования, которыми в последнее время занят Сбербанк, нельзя не заметить. Эволюционируют технологии, меняется идеология. Чтобы понять, как на практике реализуется стратегия перемен и можно ли изменить за короткий срок корпоративную культуру и психологию сотрудников огромной компании, ДЕЛА.ru решили побеседовать с председателем Восточно-Сибирского банка, вице-президентом Сбербанка России Алексеем Логиновым.
Алексей Логинов, председатель Восточно-Сибирского банка, вице-президент Сбербанка России беседует с ДЕЛА.ru
— На каком этапе глобальных стратегически перемен сейчас находится Сбербанк? Видны ли уже их результаты, и, как вам кажется, когда этот процесс завершится?
— Вопрос интересный и очень непростой. Согласно нашей идеологии, а это выражено и в принятой Стратегии и в элементах Производственной Системы Сбербанка, перемены — это непрерывный процесс, который никогда не заканчивается. Сегодня параллельно запущено большое количество проектов, которые ведут к изменениям.
Алексей Логинов:
перемены — это непрерывный процесс
К примеру, наш проект по трансформации операционной функции, в котором мы централизовали бэк- и мидл-офис и перестроили внутреннюю систему учета и отчетности. Я считаю, что мы прошли в его реализации примерно половину пути, потому что уже создали ряд центров сопровождения клиентских операций, переработали внутреннюю нормативную базу и технологию наших процессов. Пройдена точка невозврата, обратно уже не откатиться. Сейчас вопрос в тиражировании этого решения на всю систему Сбербанка и выведении всех центров на проектную мощность в 2011 г.
Следующий этап — создание мега-центра обработки данных, на который будут выходить все региональные центры. Это уже другой качественный уровень ресурса, и вычислительной техники, и программного обеспечения.
Огромный путь пройден по другим процессам, например, по кредитованию. Розничное кредитование уже почти полностью переведено на технологию «Кредитная фабрика». В течение года на нее же будут заводиться пока не работающие там продукты, более сложные — ипотечное кредитование, жилищное...
— Кредитная фабрика, как я понимаю, это инструмент, который сильно повышает скорость обработки, проверки...
— Совершенно верно. Идеология, в общем, такова. Мы всегда рассматривали каждый кредит физическому лицу с той же тщательностью и проработкой документов, как и кредит организации. Риски кредитования частного лица, если относиться к нему как к единственному заемщику, многократно превышают приемлемые для банка в таких операциях.
Но если мы кредитуем миллион, да даже сто тысяч человек, то это уже просто статистика. Кредиты по размеру относительно небольшие в сравнении с общим объемом. Это принципиально другой подход и методы учета рисков совсем другие. Можно существенно облегчить процесс выдачи кредитов, унифицировать их, стандартизировать. Очень многие вещи можно просто проверять через базы данных, а не делать индивидуальные проверки по каждому человеку на собеседованиях.
— Сейчас на схему кредитной фабрики вы перевели большую часть розничных кредитов?
— Да, кроме ипотеки. Переход для ипотеки готовится в 2011 г.
— Это же все частицы одного большого плана...
— Конечно. К концу 2012 г. у нас сходится очень много проектов. Пока все, о чем я вам говорил, это процессы, скрытые в глубине банка, — технологии производства, методология, бэк- и мидл-офисы, аналитика и т. д. И вот когда они сойдутся вместе, это должно дать такую синергию с точки зрения оптимизации внутренней работы банка, что результат неизбежно станет заметен нашим клиентам во фронтальной части.
При этом должен сказать, что фронтальной части тоже уделяется много внимания и ресурсов, и интеллектуальных, и творческих. Там есть и технологические вещи, допустим, работа в нашей фронтальной части по модификации и более правильному распределению пространства. Об этом раньше никто просто не думал.
— Вы имеете в виду конкретные отделения?
— Да, конкретные филиальные сети, внутренние структурные подразделения. Вспомните, как это все строилось. Сначала везде был просто ряд окошек, потом Центробанк стал требовать бронебарьеры, закрыли бронебарьерами эти окошки. Люди с одной стороны входили и вдоль окошек распределялись. Ни о каком пространственном маркетинге ни у кого никогда мыслей не возникало, человеческие потоки были не те.
Алексей Логинов:
к концу 2012 года у нас сходится много проектов
Сейчас мы очень большое внимание уделяем модификации, у нас это называется «хореография пространства», потому что это меняющиеся вещи. В зависимости от клиентского потока пространство внутри может и должно модифицироваться. Разные зоны обслуживания разных клиентских потоков, где-то транзакционные операции, где-то самые простые и требующие высокой скорости обслуживания,
где-то сложные операции со счетами, компенсациями, требующие более продолжительной работы. А где-то еще более сложные операции, связанные с кредитованием, инвестициями, покупкой монет и т.д.
Клиентские зоны должны работать так, чтобы не было в одной из них пусто, а в другой слишком густо. Мы стараемся создавать универсальные рабочие места, чтобы внутри офиса могли перераспределяться сотрудники, переключаясь с одной операции на другую — ту, которая сейчас максимально востребована. И зоны строим таким образом, чтобы люди могли из одной в другую «перетекать».
— Как работники Сбербанка воспринимают изменения?
— На мой взгляд, здесь одновременно работает два разнонаправленных фактора. С одной стороны, некий скепсис и нежелание перемен свойственны любому человеку. С другой стороны, у нас действительно огромное количество умных, квалифицированных работников, которые понимали и раньше — что-то не так. Некоторые элементы общегосударственной старой культуры, которая называлась емким словом «совок», во многих госучреждениях еще остаются. А людям не очень нравится в этом «мирке» работать, гораздо приятнее находиться в современных условиях.
Важно было дать правильный посыл. Нужно было дать понять, что эти изменения не просто фразеология, что они реально затронут внутреннюю структуру, что меняться будут все.
Не только операционно-кассовых работников надо заставить улыбаться, нужно изменить психологию общения вообще, и внутрикорпоративную, в частности. Во многом от того, как с операционистом общаются его руководители, насколько уважают его как работника, заботятся о нем, платят ли ему адекватные деньги, правильно ли оценивают результаты его труда, прислушиваются к его мнению, зависит, как он будет общаться с клиентом.
Эти элементы корпоративной культуры не могли быть насильственно внедрены, надо чтобы люди сами прочувствовали и поняли. Видимо, найдены были нужные слова, механизмы, действия, которые вызвали очень серьезный отклик. Энтузиазм возник достаточно быстро. И это встречное движение, которое зародилось внутри, оно позволило сделать больше, чем планировалось.
— Как у вас самого изменилось восприятие компании? Вы же работаете в Сбербанке с 1993 года...
— У меня немножко другая специфика. Я пришел в Сбербанк, как проводник неких перемен. Первый мой проект здесь — банковские карточки. Я никогда не был просто руководителем, у меня все время были какие-то проекты. Сначала внедрял систему платежей по картам, потом занимался электронными платежами, электронным документооборотом. Так что для меня перемены последнего времени — логичное проявление. Я как-то сразу с большим удовлетворением все это воспринял. Впрочем, как и многие, на самом деле.
Раньше каждый человек, который был неравнодушен к делу, все равно понимал, что Сбербанк — это махина, которая действует по правилам и инструкциям, и ее очень сложно изменить. От этого присутствовал легкий налет безнадеги. А когда этим людям сказали: «Ребята, машина будет не просто меняться, а вы сами можете ее перебирать. Вот у вас инструменты, предлагайте!», конечно, многие откликнулись с энтузиазмом.
— Перемены — это персональная заслуга Германа Грефа? Это он предложил запустить такое количество перестроечных механизмов?
— Я считаю, что это непосредственная инициатива Германа Грефа.
— Неужели один человек может сдвинуть такую махину?
— Была благодатная почва, много людей, которые хотели этих перемен. Но инициатором, катализатором, действительно, послужил один человек. Я считаю, что роль личности в истории крайне важна. В этом и состоит талант реформатора — увидеть правильно те тенденции, которые уже сами по себе назрели, подхватить их, консолидировать и сформулировать таким образом, чтобы эти перемены нашли отклик.
Талант Германа Грефа проявился еще и в том, что он очень грамотно подал эту идею людям. Был даже некий вызов сделан — вам что, интересно работать в скучной организации? Давайте ее все вместе переделаем! Конечно, Греф привел некоторое количество людей, которые начали генерировать эти идеи в разных процессах.
— У вас никогда не случались периоды апатии, хотелось когда-нибудь уйти из Сбербанка?
— Да мне многократно хотелось уйти из Сбербанка. После прихода Грефа даже чаще, чем до него. Но я не ухожу уже много лет. Конечно, бывают и приступы апатии, отчаянья, ощущение, что бьешься головой об стенку, и что тебя не понимают. Это нормальные чувства любого живого человека, который неравнодушен к делу. Вопрос же в том, что ты делаешь в конечном итоге, а не о чем ты думаешь.
Алексей Логинов: я никогда не был просто руководителем, у меня все время были какие-то проекты
— В молодости вы занимались совсем другим делом, работали метеорологом на станции «Северный полюс», ходили в экспедицию на судне в Антарктиду. Складывается такое впечатление, что тогда вы были романтичным и экстремальным человеком, а потом стали финансистом — бумаги, цифры...
— Я себя никогда не позиционировал финансистом или банкиром. Всегда считал себя кризис-менеджером. А что касается прихода в банк... В стране был сложный период, перестройка, потом начало 90-ых. Институту, в котором я работал, резко сократили финансирование, экспедиции свернули, зарплаты старшего инженера хватало как раз, чтобы купить курицу и пару батонов хлеба. Я ушел в бизнес, покрутился в различных фирмах, связанных с разработкой программных продуктов, как раз был компьютерный бум.
Затем меня знакомый пригласил на интересный проект в Сбербанке. Я тогда в этом ничего не понимал, но владел компьютерными технологиями и английским языком, которые требовались, поэтому подал документы на конкурс и прошел. И как-то так и остался. Недавно с ужасом понял, что стаж моей работы в Сбербанке уже превышает весь мой остальной совокупный срок работы. И до сих пор я думаю, что это моя временная работа, что я вот сейчас что-то сделаю и пойду дальше. Но тут мне скучать не дают, как только заканчиваю один проект, тут же появляется новый.
— Есть ли в конце проектов определенная точка, достигнув которой вы испытываете эмоциональное удовлетворение? Вообще, удовольствие еще есть от работы?
— Конечно, есть. Хотя скорее в процессе, а не в его окончании, потому что в итоге понимаешь, что здесь уже все работает без тебя, ты уже не нужен. Приходит такая грусть, тревожное ощущение, что пора куда-то собираться, что-то менять.
Весной 2010 года в Питере я стоял у окна в кабинете, смотрел, как вскрылась Нева, лед идет и понял, что мне пора ехать... И через месяц меня Герман Оскарович Греф вызывает и говорит, что надо курировать следующий регион. Меня хотели на Урал отправить, но я попросился в Красноярск. Больно прикипел к этим местам. Нравятся они мне.
— Чем?
— Да всем. Люди тут хорошие. Природа. Друзей много. Прошло три года с тех пор, как я отсюда уехал, и два Новых года из трех я встречал здесь.
— Как бы вы оценили прошедший год и чего ждете от будущего?
— Прошедший год я считаю для себя очень успешным. Это завершение достаточно долгого проекта в Питере, которому было отдано много сил. Начало нового проекта в Красноярске, очень хорошее начало, на мой взгляд.
— Вы себя считаете руководителем какого типа? Демократичным или авторитарным?
— Предельно демократичным. У меня глубокое убеждение, что авторитарный стиль руководства требует очень высокой степени интеллекта и профессионализма, которыми я, боюсь, не обладаю. Чтобы самому всем руководить, надо самому во всем разбираться. Я предпочитаю находить специалистов, которые умнее меня и которые лучше разбираются в определенных направлениях, и делегировать им полномочия. И я считаю, что очень важно дать людям возможность самим найти правильное решение, поддержать их в этом.
— Вас не мучают сомнения, когда вы поддерживаете какое-то решение, вдруг оно не то?
— Был период, когда мучили, но, в общем, это не имеет смысла. В прошлом ничего исправить нельзя. Если решение принял, то уже все, переживать бесполезно. Всегда нужно планировать будущее, исходя из текущей создавшейся ситуации.
— Вы легко принимаете жесткие решения?
— Очень трудно. И, честно говоря, стараюсь их не принимать. Только в крайнем случае. Считаю, что любой имеет право на ошибку. Возможно, его сегодняшние ошибки — это твоя вина как руководителя. И человеку нужно и всегда можно найти место, на котором он будет востребован.
— Это в отношении подчиненных. А если в отношении заемщиков?
— Аналогично.
— Но есть же недобросовестные клиенты, с которыми, в конце концов, нужно поступать жестко?
— Конечно. Когда становится однозначно понятно, что проблема не в трудностях, которые испытывает заемщик (а это всегда видно), а что человеком движет желание соскочить и увести побольше денег с собой. Тогда применяем максимально жесткие меры. Помогают силовики, госорганы. Но все эти процессы требуют тщательной проработки и времени. Мы же все должны делать законно.
— Чем отличается бизнес и люди бизнеса в Красноярске от бизнеса и людей бизнеса в Питере? Много дремучести у нас?
Алексей Логинов:
я предпочитаю находить специалистов, которые умнее меня
— Нет, у нас тут работают очень квалифицированные люди. С хорошим образованием, отлично понимающие ситуацию. Принципиальных различий я не вижу. На мой взгляд, любое бизнес-сообщество делится на два слоя: «спекулянты», для которых главный продукт — деньги, и «хозяева», для них бизнес — это дело жизни, которому отдают душу.
— А кто чаще проигрывает? «Спекулянты» или «хозяева»? Мне кажется, «хозяева»...
— Может быть. У них меньше гибкости, им сложнее живется и сложнее работается, но мне они больше импонируют, потому что создают экономический базис региона, страны. Возможен и переход из одной категории в другую, когда бизнес — это этапы жизни, например.
— Если вы уйдете из Сбербанка, то куда? Были ли какие-то мысли, например, о собственном бизнесе?
— Свой бизнес мне не интересен. Не знаю почему. Один раз чуть не ушел, когда меня в Питере звали портом руководить. Представил себя с лампасами, пароходы, гудки... С трудом удержался. Удержало то, что это частный бизнес, а я привык себя ощущать государевым человеком. Сбербанк дает в этом смысле удивительное равновесие: платят, как в частной структуре, а с другой стороны, все-таки ты работаешь на государство.
— И несколько традиционных вопросов ДЕЛА.ru напоследок. Что для Алексея Логинова деньги?
— Деньги — очень важная штука. И для экономики, и для конкретного человека. Но деньги никогда не могут быть целью, это средство для развития. Деньги могут обеспечить мне некую свободу, уберечь от превратностей этого мира моих детей, родителей. Можно самому строить пространство вокруг себя, помогать тем, кто не может себе помочь.
— Что для вас значит любовь?
— Я считаю, что это для человека главное. Любовь определяет, правильно живет человек или нет, со смыслом или без. Только когда у человека в жизни есть любовь, у него в жизни счастье. Счастье без любви невозможно в принципе, счастье — это способность любить.
— Что для вас Красноярск?
— Красноярск — это второй город на планете, где я могу жить, кроме Питера.
Я много путешествовал, но всегда знал, что единственное место, где я могу жить и чувствовать себя дома — это Петербург. И сначала в поездках в Красноярск настроен был по-командировочному, думал, вот еще одно место, где надо собраться и поработать. Но неожиданно понял, что когда прилетаю в Емельяново, у меня такое же чувство, как по возвращении в Питер, — «вернулся домой».
Владимир Перекотий
Дмитрий БОЛОТОВ
ДЕЛА.ru