интервью

Максим Ермаков: «В Красноярский край зайдут крупные компании»

В Красноярском крае утверждена отраслевая программа развития машиностроения на 2026‑2028 годы. Какие производства станут ключевыми, какие промпарки и новые производства откроются в крае, сколько платят красноярским машиностроителям, ДЕЛА узнали у министра промышленности и торговли региона Максима Ермакова.

Министр промышленности и торговли края Максим Ермаков
Министр промышленности и торговли Красноярского края Максим Ермаков

– Максим Анатольевич, какие мероприятия в машиностроительной отрасли будут ключевыми в ближайшие годы?

– В ближайшие три года ключевыми мероприятиями в сфере промышленности Красноярского края станут, в первую очередь, проекты, направленные на достижение технологического лидерства. Это развитие компетенций в станкостроении, создании новых материалов и производстве беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, край будет усиливать свои позиции как лидер в космических технологиях, поддерживая проекты по созданию спутников, компонентов и сопутствующих сервисов.

Продукция "Малых космических аппаратов"
Научно-производственный центр «Малые космические аппараты» (НПЦ «МКА») в Железногорске занимается разработкой и созданием малых космических аппаратов, платформ и служебных систем

Параллельно, с учетом объективной экономической реальности, продолжится активная работа по реализации крупных проектов в добывающей и перерабаты­вающей отраслях, учитывая богатство края полезными ископаемыми. Эти проекты остаются фундаментом экономики и источником ресурсов.

Основная цель на ближайший период – достижение задач импортозамещения, технологического лидерства, поставленных президентом.

– Сегодня  вклад  машиностроительных видов деятельности в краевое промышленное производство, говорится в программе,  составляет 1,8%, а в обрабатывающее производство – 7%. Планируется ли увеличить эту долю и за счет чего?

– Мы действительно планируем значительный рост объемов, но при этом доля в общей структуре промышленного производства края в ближайшие годы останется скромной. Эта ситуация является не недостатком, а отражением объективной экономической реальности региона, которая учитывает реализацию масштабных металлургических проектов.

Основу роста машиностроения составят конкретные инвестиционные проекты, на которые в среднесрочном периоде планируется направить более 26 миллиардов рублей.

Ядром развития станут предприятия-резиденты особой экономической зоны. Среди них ООО «Хенкон Сибирь», которое производит высокотехнологичное оборудование для горнодобычи, и  АО «Спецтехномаш», выпускаю­щее металлургическую продукцию. ООО «Сибирский Профиль» завершает строительство корпуса для выпуска алюминиевого профиля, ООО «САД» – будущий производитель качественных алюминиевых дисков, а ООО «КрасМонтаж» займет важную нишу в производстве подъемно-транспортного оборудования.

Производство в компании "Борус"
В  ООО «Борус» делают вездеходы и лодки под разными брендами

Параллельно реализуются проекты в рамках промышленного кластера «Машиностроение Сибири», который был официально создан в 2024 году и включен в реестр Минпромторга России.

Его костяк составляет восемь предприятий: ООО «Борус», ООО «ИТС-Сибирь», ООО «Карьерные машины», ООО «ОКБ Микрон», ООО «Процион», ООО «Ремсервисгарант», ООО «Техномир-Восток» и «Инновационные аэролодки».

Кластер выступает как единая платформа для крупных инвестиционных проектов. Уже объявлено о запуске пяти: это выпуск высокотехнологичной продукции для импортозамещения, включая вахтовые автобусы повышенной проходимости, фронтальные погрузчики, промышленные роботы,  фрезерные станки с ЧПУ и аэролодки повышенной грузоподъемности. Реализация этих планов рассчитана на 2026‑2034 годы.

– Какие предприятия края  «тянут» на себе  машиностроение в первую очередь? В частности, в программе говорится о значительном наращении выпуска космических аппаратов в АО «Решетнев», с сегодняшних 10 до ориентировочно 70 в год в 2027-м. За счет каких ресурсов это будет выполнено?

– Если говорить о флагманах машиностроения края, то их можно разделить на две ключевые группы.

Во-первых, это традиционные лидеры – крупнейшие предприятия с федеральной собственностью,

АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», «Красмаш», «Радиосвязь» и «Геофизика». Именно они задают тон и уровень технологического развития всей отрасли в регионе.

Особенно стоит выделить АО «ИСС» с его проектом по конвейерной сборке космических аппаратов, автоматизированный комплекс из 19 роботизированных рабочих мест. Соответствие мировым стандартам качества обеспечивается собственным программно-аппаратным комплексом компании и системами автоматизированного контроля (машинное зрение).

Проект серийного сборочного производства направлен на решение задачи кратного снижения сроков создания космических аппаратов и повышения производительности труда, поставленной Госкорпорацией «Роскосмос».

Это позволит оперативно формировать многоспутниковые орбитальные группировки и обеспечить спутниковыми услугами потребителей на всей территории России.

Станкостроение на "Гиперплазме"
Выпуск станков в ООО «Гиперплазма»

Во-вторых, в крае успешно развиваются новые машиностроительные предприятия, которые формируют следующее поколение флагманов.

Среди них – компании, работающие в сфере магнитогидродинамики (НПЦ магнитной гидродинамики), станкостроения («ИТС Сибирь», ООО «Гиперплазма»), производитель вездеходов и лодок «Борус» и другие. Стратегически важной в возрождении тяжелого станкостроения остается роль «ОКБ МИКРОН».

– А какие  предприятия испытывают сложности и как им помогают власти?

– Основные сложности традиционно связаны с финансовыми ограничениями. Ключевая проблема – высокая стоимость заемных средств. При нынешней ставке коммерческие кредиты остаются малодоступными для долгосрочных инвестиций. Кроме того, новые предприятия на этапе становления часто сталкиваются с трудностями сбыта своей продукции.

Для решения этих проблем власти края оказывают адресную поддержку по двум главным направлениям.

Первое и основное – это обеспечение доступа к «длинным» и недорогим деньгам.

Альтернативой коммерческим кредитам выступает Региональный фонд развития промышленности, который предоставляет предприятиям льготные займы под 3‑6% годовых. С 2025 года действуют новые программы, например «Промышленная ипотека» – кредитование до 200 млн рублей для проектов, включающих строительство или ремонт зданий. Также действуют займы от 5 до 100 млн рублей на освоение новой продукции и закупку оборудования.

ОКБ "Микрон " в крае
ОКБ «Микрон» играет стратегическую роль в возрождении тяжелого станкостроения

Кроме того, Фонд оказывает консультационную помощь в подготовке документов для обращения в Федеральный фонд развития промышленности, где можно привлечь финансирование до 5 миллиардов рублей на крупные стратегические проекты.

Второе направление помощи – это содействие в продвижении продукции и поиске рынков сбыта.

Край активно занимается позиционированием предприятий, участвуя в федеральных и региональных выставках и ярмарках. Организуются бизнес-миссии, поддерживается развитие кооперационных связей между крупным бизнесом и компаниями МСП. Результат такой работы – установление деловых контактов, формирование производственных цепочек внутри региона.

– Предполагается ли заход в край каких-либо новых  машиностроительных компаний и холдингов? В чем существует реальная потребность?

– Да, в Красноярском крае ожидается заход новых крупных машиностроительных компаний, и тому есть конкретный пример. Ключевым новым игроком станет компания «Норникель Техника», созданная в партнерстве с белорусским «БелАЗом». Она реализует масштабный проект по сборке самоходной техники на территории Сосновоборска.

Сейчас проект переходит в практическую фазу: оформлены права на земельный участок, для его финансирования планируется привлечение заемных средств Федерального фонда развития промышленности.

Завод будет специализироваться на производстве и ремонте подземной горной техники с плановой мощностью до 155 единиц в год, что создаст около 350 новых рабочих мест.

На предприятиях "Севертрак"
«Севертрак» – один из известных за пределами края брендов

Вообще край, являясь регионом-лидером по объему инвестиций (более триллиона рублей за прошлый год), заинтересован в любых новых проектах. Инвесторам, выбирающим нас для размещения производства, оказывается комплексная поддержка.

– Где именно в крае создаются и какими будут крупные промышленные парки и особые экономические зоны?

– На сегодня созданы и полностью загружены три промышленных парка: два частных, «Красный Яр» и «Дивногорский», и один государственный – «Железногорский».

Продукция компании "Техномакс"

Что касается дальнейших планов, то до 2030 года планируется создание как минимум трех государственных промпарков в Красноярске, Сосновоборске и Минусинске. Прорабатывается вопрос создания промышленных парков в опорных городах, таких как Ачинск и Канск. Уже сейчас в Канске собственник литейного завода «Сегмент» ведет подготовку к созданию частного промпарка и переговоры с потенциальными резидентами, а компания «Желдоральянс» строит промышленный парк «Ачинский».

–  Какая машиностроительная продукция края хорошо известна за его пределами?

– Продукция красноярского машиностроения, известная за пределами региона и даже за рубежом, достаточно разнообразна.

Во-первых, это высокотехнологичная продукция федерального значения, визитная карточка края.

Безусловным лидером здесь являются космические аппараты

производства АО «ИСС», которые формируют орбитальную группировку, включая систему ГЛОНАСС. Также широко известны беспилотные летательные аппараты самолетного типа от «АВАКС-ГеоСервис» и продукция НПЦ «Малые космические аппараты» Железногорска.

Во-вторых, край славится специализированным промышленным оборудованием.

Производство в компании Pro Tok
Производственные площади компании «Про-Ток», выпускающей щитовое электрооборудование и трансформаторные подстанции 

Особенно выделяется оборудование для алюминиевой промышленности (плавильные печи, перемешиватели), которое превосходит зарубежные аналоги и поставляется на мировой рынок. Также известность имеют комплексы термической резки от «ИТС Сибири» и продукция «Красмаша».

В-третьих, на общероссийском рынке хорошо зарекомендовала себя транспортная и специальная техника.

Это лифты компании «Еонесси», вездеходы и лодки «Севербот», «Севертрак», инновационные аэролодки «Аллигатор». Хорошо знают за пределами края об услугах Красноярского электровагоноремонтного завода по ремонту железнодорожного состава, который привлекает заказы со всей страны и ранее имел опыт поставок, в том числе в Монголию.

Электровагоноремонтный завод в Красноярске
Услугами ЭВРЗ пользуются предприятия других регионов

Также в списке холодильники «Бирюса», светодиодные светильники «Ледвизор», электрооборудование компании «Про-Ток», диски «Скад» и прочая продукция.

– Какова средняя зарплата на машиностроительных предприятиях края и какой она будет к 2028 году? Как решается кадровый вопрос таких производств?

– Среднемесячная заработная плата в машиностроительном комплексе края варьируется в значительном диапазоне в зависимости от конкретного вида деятельности. Это от 64 тыс. в производстве электрического оборудования до 153 тыс. рублей в сфере ремонта и монтажа машин. Последний показатель является исключительным, так как в значительной степени сформирован высокими зарплатами специалистов, занятых на ремонтных работах в Норильском промрайоне.

Техника, выпускается "Борусом"

В ключевых для отрасли сегментах – производстве машин и автотранспортных средств – средняя зарплата составляет около 102,4 тыс. и 126,7 тыс. рублей соответственно, демонстрируя рост за год на 8,5% и 13,6%.

В соответствии с отраслевой программой к 2028 году планируется увеличить среднюю зарплату по отрасли в целом на 27,5%.

Кадровый вопрос является критически важным. В условиях дефицита квалифицированных специалистов предприятия и власти края действуют комплексно. Ключевым инструментом стала краевая программа «Профессионалитет для всех», созданная по поручению губернатора.

Кадры готовят в производственно-образовательных кластерах, например, на базе техникума промышленного сервиса, в тесном сотрудничестве с будущими работодателями.

Максим Ермаков, минпром
Максим Ермаков: дополительно в крае действуют краткосрочные программы переподготовки и повышения квалификации для уже работающих специалистов

В целом система подготовки кадров становится гибкой и максимально ориентированной на запросы конкретных предприятий отрасли.

– И последний вопрос: какие высокотехнологичные машиностроительные производства планируются к запуску в ближайшие 3 года?

– С учетом общей экономической неопределенности говорить о массовом запуске крупных производств в машиностроении в ближайшие три года, пожалуй, преждевременно. Однако благодаря целенаправленной государственной поддержке в Красноярском крае уже есть конкретные проекты, реализация которых начнется или продолжится в этот период.

Благодаря средствам льготного займа регионального фонда развития промышленности откроется уникальное производство комплектующих для деревообрабатывающих станков. Предприятие ПКФ «Окорка», единственный российский производитель окорочных ножей, создаст собственное производство державок, что позволит увеличить их выпуск к 2027 году.

Лесохимическое производство в крае
У края большие планы по запуску лесохимических производств для нужд машиностроительной промышленности

Также в Лесосибирске будет создано первое и единственное в России производство фенолтерпеновых смол для шинной промышленности. Сибирский лесохимический завод уже освоил технологию, а с помощью займа в 100 млн рублей выйдет на промышленные объемы в 2026 году, заместив критический импортный компонент. Еще одним важным шагом станет запуск производства компьютерной техники компанией «Техномакс-Красноярск»

Эти проекты – важные точки роста, нацеленные на импортозамещение и укрепление технологического суверенитета.

Мы будем прилагать все усилия, чтобы таких производств в крае с каждым годом становилось больше.

Фото: минпром

© ДЕЛА.ru

 

новости

Юбилей и реновация: Норильск провожает 2025-й 2025-й стал годом 90-летия для одного из крупнейших промышленных производств Красноярского края. «Норникель» дату отмечал с размахом и в регионе, и на…

Сергей Пешков: «Подземная лаборатория внесет вклад в фундаментальную науку» Замдиректора филиала «Железногорский» НО РАО о безопасной эксплуатации полигона, строи­тельстве единой подземной лаборатории …

Федор Камышан: «Мы осознаем свою ответственность перед Родиной» Он сделал молниеносную карьеру в хайтек-отрасли, но затем сменил офисный костюм на военную форму …

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела. ру»