интервью

Сергей Журавлев: «Рост ключевой ставки не дает ценам разогнаться»

Ключевая ставка в сентябре опять выросла. Люди видят в этом трудности с получением кредитов, не до конца понимая, зачем Банк России принимает такие решения. О том, для чего это делается, что происходит с ценами в нашем крае, какие финансовые продукты сегодня выгодны, а с какими лучше подождать, говорим с управляющим Отделением Красноярск Банка России Сергеем Журавлевым. 

Сергей Журавлев, Центробанк
Сергей Журавлев, управляющим Отделением Красноярск Банка России

– Сергей Николаевич, в сентябре принято решение повысить ключевую ставку до 19%. Сюрпризом это не стало, многие аналитики ситуацию прогнозировали. Повышения действительно было не избежать?

– Объясню, что лежало в основе этого решения. В последние месяцы денежно-кредитные условия ужесточались под влиянием предыдущих повышений ключевой ставки. Да, рост кредитования замедлился, но мы видим, что инфляционное давление со стороны спроса пока не ослабевает. Инфляция остается выше той, которая требуется для возвращения к цели в следующем году. Сентябрьское решение повысить ключевую ставку принято для того, чтобы возобновить процесс дезинфляции, снизить инфляционные ожидания и вернуть инфляцию к 4% в следующем году. Скажу больше: если этого будет недостаточно,

Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки

на заседании Совета директоров, которое состоится 25 октября.

– Давайте разберемся в зависимости ключевой ставки, кредитования и инфляции. Как она складывается?

– Ключевая ставка – основной инструмент ЦБ для достижения цели по инфляции. Она влияет на ставки банковских депозитов и кредитов: при высокой ключевой ставке вклады становятся выгоднее, и люди предпочитают больше сберегать и меньше тратить. В результате спрос на товары и услуги снижается, что ведет к замедлению роста цен. Если ЦБ прогнозирует высокую инфляцию, он должен повысить ключевую ставку, чтобы не допустить еще более сильный разгон цен.

Если этого не делать, то избыточный спрос, который поддерживается еще и сильным ростом кредитования, не увеличит реальное потребление, а лишь разгонит цены.

Представьте такую ситуацию: в экономике нет лишних рабочих рук, чтобы нарастить производство холодильников, а кредит при этом дешевый и у людей на руках увеличилось количество денег. Производитель, видя подскочивший спрос и не имея возможности расширить производство, просто поднимет цены на свою продукцию. А люди, даже имея на руках больше денег, купят тот же холодильник, но по более высокой цене. 

– По последним данным и Росстата, и ЦБ, инфляция в крае замедлилась. Что на это повлияло? В нашем регионе удалось снизить спрос?

– Цены – это отражение соотношения спроса и предложения, а их динамика – результат изменения этого соотношения. В Красноярском крае в августе на динамику цен скорее повлияло увеличение предложения некоторых продуктов питания и непродовольственных товаров, а не снижение спроса.

Годовая инфляция в нашем регионе в августе замедлилась до 9,3%. Месяцем ранее она была 9,5%.

Впервые за последние 5 месяцев снизился годовой темп прироста цен на продукты, а покупка продуктов – это наши ежедневные траты, мы в первую очередь замечаем изменения цен на них.

В край стало поступать больше мяса, местные животноводческие фермы также нарастили производство. Из-за увеличения предложения сырого мяса затраты мясопереработчиков росли медленнее. В итоге цены на пельмени, сосиски, полукопченые и варено-копченые колбасы в августе в годовом выражении выросли меньше, чем месяцем ранее.

Замедлился и рост цен на яйца. Это также стало результатом увеличения объемов производства как на местных птицефабриках, так и в регионах-поставщиках.

В этом году в крае урожай картофеля превзошел прошлогодний. Картошки поступило в торговые предприятия больше, в результате цены на нее в августе в годовом выражении росли медленнее, чем в июле.

Вырос объем поставок в край импортных фруктов. Поэтому в августе годовой рост цен на бананы и виноград значительно замедлился. Так, виноград стоил всего на 1% больше, чем годом ранее. Груши, апельсины, лимоны в конце лета были дешевле, чем в прошлом году.

– Что с ценами на другие товары и услуги?

– Годовой темп прироста цен на непродовольственные товары в августе тоже снизился.

В случае с импортной техникой это прежде всего связано с расширением предложения за счет поступления на рынок новых брендов. Кроме того, укрепление рубля в предыдущие месяцы привело к снижению затрат импортеров на закупку отдельных товаров. По этой причине в августе уменьшился годовой прирост цен на бытовую технику, компьютеры стали дешевле, чем годом раньше, а цены на смартфоны и планшеты в годовом сравнении снизились сильнее, чем в июле.

Услуги – единственный сегмент в крае, где рост цен ускорился.

В регионе по-прежнему высок потребительский спрос на отдельные бытовые услуги, который превышает возможности расширения предложения. Здесь, как и во многих других секторах, наблюдается дефицит кадров. Компании повышают зарплаты сотрудникам для их привлечения и удержания. А высокий спрос на услуги позволяет переносить в цены растущие затраты не только на оплату труда, но и на расходные материалы и оборудование. Как следствие, в августе ускорился годовой рост цен на мойку автомобилей, регулировку развала-схождения колес, ремонт жилья, ремонт и пошив одежды, услуги маникюра.

В августе этого года из-за роста спроса на внутренний туризм сезонное снижение цен на авиаперелеты в регионе было меньшим, чем год назад. Как результат, увеличился годовой темп прироста цен на авиабилеты.

– В целом по России такие же тенденции?

– Годовая инфляция в целом по стране также немного замедлилась и находится на уровне немного выше 9%, почти как в нашем регионе. Но при этом рост цен на продовольственные товары, в отличие от нашего края, ускорился.

– Мы видим статистику, что зарплаты и в целом по стране, и в крае растут. Но и инфляция остается высокой. Получается, что наши потребительские возможности пробуксовывают на одном месте. Как в ситуации с холодиль­ником. Появляется недовольство людей, что вместо того, чтобы усмирить инфляцию, Банк России говорит – спрос слишком большой, он и есть причина роста цен, надо людям ограничить спрос. Как вы прокомментируете такое недовольство?

– Чтобы люди могли потреблять больше товаров и услуг, одного повышения доходов недостаточно – нужна стабильно низкая инфляция, которая «не съедает» прирост доходов. Повышение зарплаты, к сожалению, не означает, что человеку удастся увеличить реальное потребление. Если спрос на товары и услуги растет быстрее, чем они попадают на рынок, то инфляция ускоряется и поглощает прибавку дохода.

Проще говоря: зарплата выросла, но цены выросли еще больше, и человек не сможет купить больше товаров и услуг даже при росте доходов.

Банк России стремится вернуть и удерживать инфляцию на целевом уровне, чтобы доходы не обесценивались, а их рост позволял людям покупать больше, а не столько же, но дороже. Повышая ключевую ставку, Центробанк дает людям возможность заработать на более выгодных вкладах, отложив на некоторое время потребление товаров не первой необходимости. Мы не ограничиваем спрос, а стремимся более неоднородно перераспределить его во времени.

– Ставки по депозитам сейчас и правда очень привлекательные. Есть даже более 20% годовых. Но тем, кто хотел бы взять ипотеку, сегодня можно только посочувствовать сегодня. С уходом льготной программы возможности при таких рыночных ставках сузились. Что таким людям делать?

– Тут каждый принимает решение сам. Для многих, у кого растут зарплаты, появляется ощущение, что они справятся с более дорогой ипотекой. Важную роль сегодня для заемщиков играет ежемесячный платеж: люди оценивают уже не столько объем самого кредита, сколько именно платежи – будут ли они им по силам.

Необходимо трезво оценивать свою финансовую состоятельность, чтобы платежи по всем кредитам (не только по ипотеке, но вообще по всем) не превышали половины дохода, предусмотреть риски в будущем. 

Также не стоит забывать, что льготная ипотека на новостройки не была единственной программой. Продолжают действовать другие государственные программы. Семейная ипотека (ставка до 6%) продлена до 2030 года, ее условия смягчены – например, теперь она доступна семьям с одним ребенком до 6 лет включительно. Остались также предложения для IT-специалистов, сельских жителей, военных.

– Более массовых программ льготного кредитования не ждем?

– Льготные программы запускает не Центральный банк, это полномочия правительства. На наш взгляд, льготные программы кредитования должны быть адресными.

Массовые программы не делают жилье доступнее, они только подстегивают спрос и разгоняют цены.

Кредиты должны быть одинаково доступны для всех. Если кто-то получает кредиты дешевле, то другие должны будут заплатить за кредиты дороже. Если льготных кредитов много, то они все сильнее разгоняют спрос и цены, как это и было со льготной ипотекой, которая разогнала цены на жилье, стройматериалы, мебель и ремонт.

Сергей Журавлев, Центробанк
Сергей Журавлев: только стабильно низкая инфляция делает и ипотеку, и другие кредиты доступными для всех

В этой ситуации Банк России вынужден держать более высокую ключевую ставку для всей экономики, чтобы защитить ее от высокой инфляции. И тогда ставка для всех, кто не имеет доступа к льготному кредиту, становится выше, чем могла бы быть без льготного кредитования. А если смотреть еще более глобально, то мы с вами – все общество – своими налогами оплачиваем эти субсидируемые из бюджета льготные кредиты.

Банк России считает, что льготное кредитование оправданно для социальной поддержки наименее защищенных граждан. Но только стабильно низкая инфляция делает кредиты одинаково доступными для всех.

– Похоже, что желающим взять ипотеку сегодня лучше подождать. Понимаю, что вы прямых рекомендаций не даете. Но, может, дадите прогноз, когда ждать снижение?

– Мы боремся с высокой инфляцией. Когда инфляция будет устойчиво замедляться, появятся условия для постепенного снижения ключевой ставки. А значит, и ставки по кредитам тоже пойдут вниз. Мы это уже проходили, когда после скачка инфляции в 2015 году Банку России удалось вернуть инфляцию к цели. В 2017–2021 годах она в среднем составляла около 4% в год. В это время ставки по кредитам достигали исторически минимальных значений, в том числе и по ипотечным.   

Добавлю, что с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4–4,5% в 2025 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

ДЕЛА напоминают красноярцам, что, как и советы экспертов, знание основ финансовой грамотности помогает выстраивать правильное финансовое поведение в любой экономической ситуации. Повысить свой уровень всегда можно с помощью разнообразных материалов на специальном портале на сайте краевого министерства финансов. 

Фото: Центробанк

© ДЕЛА.ru

 

новости

Аналитики нарисовали портрет красноярского жилья У каждого города – свое лицо. Каким выглядит Красноярск в глазах приезжего, если отвлечься от уникальных природных красот и архитектурных памятников?…

Денис Лыкосов: «В зоне СВО – все сильные храбрые мужики!» Автомеханик Денис Лыкосов в 2020 году пришел на срочную службу в российскую армию по призыву. А через год подписал контракт с Министерством обороны…

Сергей Антипов: «Наша задача – максимально сконцентри­роваться на здоровье людей» Жители городов привыкли к доступной медицине: можно пойти на прием в поликлинику или записаться на удобное время в частный медцентр. Врачи есть и в небольших…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).