В последнее время на федеральном и краевом уровне много говорится об инвестициях. Неожиданно для «коронавирусного года» тема вырвалась вперед. Весной Федеральным Собранием был принят закон о защите капиталовложений, который представители федеральной власти называли «своего рода инвестиционным кодексом». Красноярск оформил заявку на создание особой экономической зоны, а на последней сессии Законодательного собрания был принят закон о региональных инвестиционных проектах.
Что ожидает край с инвестиционной точки зрения? Об этом мы поговорили с министром экономики и регионального развития Красноярского края Егором Васильевым.
Егор Васильев, министр экономики и регионального развития Красноярского края
– Егор Евгеньевич, если говорить о самой «больной» теме этого года, насколько серьезными стали последствия ограничительных мер для Красноярского края?
– Безусловно, 2020 год из-за эпидемиологической ситуации стал не самым благоприятным для развития деловой активности и вложений в производство. При этом очевидно, что экономика не может оставаться на одном месте, она априори не статична, и чтобы существовать бизнесу необходимо развиваться.
Красноярский край всегда характеризовался очень высоким уровнем инвестиций. За последние 10 лет динамика инвестиций довольно впечатляющая – в 2009 году 248 млрд рублей, в 2011 году – 309 млрд, в 2013 году – 377 млрд, в 2018 году – 422 млрд, в прошлом году – 426,5 млрд рублей. В крае накоплена большая промышленная база, которая предполагает постоянное инвестирование в обновление фондов, вложения как в существующие мощности, так и в новое производство.
Даже весной, когда в стране действовало большое количество ограничительных мер, многие крупные предприятия продолжали работать. Их технология просто не предполагает остановку производства, а соответственно требуются вложения в оборудование. И таких предприятий в Красноярском крае достаточно много. Кроме того, начинают реализацию совершенно новые проекты. Поэтому, несмотря на общее для всего мира падение, у нас оно составило 12% по итогам прошлого года.
Красноярский край по-прежнему сохраняет лидирующие позиции в СФО и восьмое место в стране по объему вложений в основной капитал – это 159,7 млрд рублей.
– В каких отраслях произошло падение, а в каких, наоборот, рост? Уже есть данные?
– Конечно, мы проанализировали первое полугодие. Наибольшее снижение капитальных затрат произошло в добыче нефти и природного газа (79,2%[1]), транспортировке и хранении (68,7%), обеспечении электрической энергией (79,4%).
Но есть и отрасли, демонстрирующие рост. Например, в сельском хозяйстве за счет проектов, в том числе крупных на юге края, показатель инвестиций к прошлому году составил 3,8 млрд рублей, что на 92,8% больше, чем в прошлом году. В строительстве произошло обновление основных фондов на 2,1 млрд рублей – это 243% показателя прошлого года.
Также произошел рост инвестиций в добычу металлических руд, геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы (121,4 %) – осуществление разработки и освоения месторождений углеводородного сырья на территории Эвенкийского района.
Как мы видим, снижение есть, но нет стагнации, предприятия края продолжают значимо инвестировать. По итогам года мы прогнозируем объем капиталовложений чуть менее уровня 2019 года - 95,7%, то есть более 400 млрд рублей.
– Откуда предприятия берут средства для инвестирования?
– В основном за счет собственных средств предприятий. При этом в текущем году собственные средства как источник обновления фондов предприятия используют больше, чем в прошлом – с 59,1 % в первом полугодии 2019 года до 68,9 %. Отчасти это связано с рискомзаимствования.
– Перейдем к государственной политике в этой области. Как бы вы охарактеризовали изменения этого года?
– Совершенно справедливым будет утверждение, что в России строится новая логика создания условий для крупных инвестиционных проектов. Это логика основана на территориальном подходе, большой роли регионов в установке правил игры и гарантиях стабильности этих правил.
В апреле текущего года был опубликован федеральный закон о защите и поощрении капиталовложений. Цель закона обозначена авторами как – «создание гарантированных и благоприятных условий для инвестиционных проектов, а также для ведения бизнеса». В Красноярском крае органом, уполномоченным заключать соглашения о защите и поощрении капиталовложений, определено министерство экономики и регионального развития Красноярского края.
В рамках таких соглашений гарантируется неизменность условий ведения бизнеса со стороны государства, и это касается налогов, экспортных таможенных пошлин, условий землепользования и градостроительной деятельности, иных правил и решений. В большей степени новый механизм будет интересен крупным инвесторам, – законом установлен минимальный объем инвестиций по одному проекту в размере 250 млн руб.
– Будет ли это касаться принятого недавно закона о РИП, и как он будет работать?
– Закон о защите и поощрении капиталовложений гарантирует сохранение всех налоговых условий, включая режим региональных инвестиционных проектов. Механизм РИП принят специально для стимулирования крупных инвестиций в наиболее значимых для общего развития региона отраслях.
При соблюдении заданных законом критериев, в том числе инвестиций более 10 млрд рублей, проект может быть внесен правительством края в реестр региональных инвестиционных проектов, что позволит получить пониженные ставки по налогу на прибыль и добычу полезных ископаемых. Это, в свою очередь, может стать предметом соглашения в рамках защиты капиталовложений. Инструмент региональных инвестиционных проектов – как раз пример опоры государственной политики на региональный уровень власти, о котором я говорил выше.
– Какие еще новые преференции планируются в крае и могут быть предметом соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)?
– СЗПК применим ко всем особым условиям для развития бизнеса. Из наиболее актуальных есть несколько важных для края направлений, реализующих территориальный аспект федеральной инвестиционной политики.
В июле текущего года принят пакет законов в целях поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне. Предприниматели, зарегистрированные на территории Таймырского, Туруханского и части Эвенкийского районов, а также Норильска, при реализации новых инвестиционных проектов или расширении видов деятельности могут рассчитывать на налоговые льготы и неналоговые преференции, включая процедуру свободной таможенной зоны. Эти условия также подлежат стабилизации в рамках закона о СЗПК. Первый резидент Арктической зоны Красноярского края уже определен.
Кроме того, мы продолжаем работу по созданию территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности. В Правительство РФ направлена заявка создания особой экономической зоны «Красноярская технологическая долина». Резиденты ОЭЗ также будут пользоваться налоговыми преференциями и особым режимом производственной деятельности в рамках подготовленной промышленной площадки.
– Как новая федеральная политика отразится на региональном уровне, есть ли у края собственная стратегия работы с инвестициями?
– У Красноярского края есть уникальный пример реализации федеральных подходов еще на этапе их формирования – комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь». В его основе изначально лежали принципы территориального подхода, межрегиональной кооперации и стабильности условий инвестирования. Это целиком соответствует современной федеральной политике. Концепция развития единого макрорегиона также легла в основу Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года.
В немалой степени это произошло потому, что край принимал активное участие при разработке нового инвестиционного законодательства на федеральном уровне. Одновременно проекты КИП в числе первых были рассмотрены на заседаниях рабочей группы по содействию реализации новых инвестиционных проектов, образованной Правительством РФ в сентябре 2018 года и служили практическим примером.
Отдельно отмечу, что стратегия благоприятных условий для инвестиций в крае касается исключительно дополнительных, новых капитальных вложений в экономику. Наша конечная задача – дальнейший рост валового регионального продукта, который за десять лет вырос почти в три с половиной раза: с 749,2 млрд рублей в 2009 году до 2569,9 млрд рублей по оценке за 2019 год, - и вслед за объёмом экономики рост благосостояния жителей края. Поэтому одним из ключевых параметров нашей инвестиционной стратегии является бюджетная эффективность, и мы внимательно отслеживаем этот аспект при анализе каждой преференции.